Демократия.Ру




Одни говорят, что в России за митинги дают четыре года. Другие, что 700 рублей. Что характерно, и те и другие не врут. Неизвестный автор


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


11.12.2024, среда. Московское время 23:22


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С.М. Воробьев, А.А. Ливеровский. Рисунок эволюции избирательных кампаний

Принимая в 1993 г. Конституцию Российской Федерации, наш народ указал желаемый путь развития страны - Россия должна быть демократическим правовым государством.

Одним из основных признаков демократического государства является реальное осуществление принципа разделения властей. Игнорирование данного принципа, ведущее к несоразмерному усилению исполнительной ветви власти и ограничению роли представительных органов власти, в теоретическом плане считается неотъемлемым признаком авторитарного государственно-правового режима.

В этой связи актуальнейшей задачей для нашего государства является создание сильных и деятельных представительных органов власти, которые могли бы противостоять традиционному для нашей страны доминированию исполнительной ветви власти. Одна из составляющих решения данной задачи - совершенствование избирательных процедур в соответствии с социально-экономическими процессами, безусловно влияющими как на характер избирательной кампании, так и результаты выборов. Что в свою очередь отражается на роли представительных органов власти в жизни страны.

В электоральном поведении россиян в последние годы можно выделить три этапа. Особенностью поведения избирателей на первом этапе (1989-1993) можно считать его идеологическую мотивацию (основная идеология сводилась к нескольким простым тезисам: голосовать за продолжение прошлого, т.е. за будущее в виде развитого социализма, или за новое будущее, обозначенное словами: гласность, правовое государство, экономические реформы, голосовать за людей прошлого - представителей партийной номенклатуры или за людей будущего - демократов-реформаторов).

В представительные органы власти в данный период люди шли в основном по идеологическим соображениям (в наши дни депутатов тех времен - либералов и коммунистов - хочется назвать романтиками), а сформированные ими органы, советы, обладали большими полномочиями и были достаточно деятельны (что могло быть одной из причин их роспуска в ситуации противодействия исполнительной ветви власти).

Выборы 1993-1995 гг. проходили в особой экономической и политической ситуации - финансовый кризис, передел собственности, политические реформы. Десятки партий и соответственно десятки пропагандируемых ими программ сделали сложным для избирателя осмысленное идеологическое обоснование выбора. Одновременно электорат пережил первое крушение надежд на лучшую жизнь. По представлению многих, тяжелое материальное положение большинства населения явилось следствием неэффективности, а значит, бесполезности деятельности именно народных избранников - депутатов. К этому надо прибавить и скудные, а порой и неверные представления значительной части граждан о данной ветви власти, особенностях ее деятельности, ее возможностях и обязанностях. Отметим, что при конфронтации двух ветвей власти информация о деятельности представительных органов власти часто намеренно деформировалась и искажалась. В результате значительная часть избирателей отказывается от голосования, не желая участвовать в формировании, воспроизводстве неэффективно с их точки зрения работающей и ненужной ветви власти.

В этот период в избирательном процессе «заиграли» деньги: время листовок, написанных фломастером на бумажке в клеточку, прошло. Что определило и состав выбранных депутатов: переизбравшиеся «романтики» прошлых созывов стали заседать вместе с представителями зарождающегося бизнеса.

Выборы конца 1990-х (третий этап) показали успех использования отдельных приемов так называемого политического маркетинга, по сути являющихся приемами интенсивного сбыта «политической продукции» - активная рекламная кампания, навязывание своего «товара», жесткая борьба с конкурентами, прямое стимулирование сбыта и т.д. Эти подходы оказались успешными - с точки зрения продавца политического товара, но насколько они приемлемы с точки зрения интересов покупателя? Насколько выгодной оказываюсь покупка, насколько полезным купленный политический товар - об оценке, «поставленной» покупателем, можно судить по дальнейшему снижению активности граждан, голосующих по идеологическим мотивам. При этом можно наблюдать изменение мотивации участия в голосовании.

Политики и журналисты характеризуют выборы последних лет как торжество «грязных» технологий, политологи - как манипулятивные. И во всех случаях успех избирательных кампаний, за редким исключением, связан с привлекаемыми объемами финансирования. Средства массовой информации, проигравшие выборы политики, отдельные политологи негодуют. Но возможны ли иные выборы в стране, особенности экономики которой связаны, прежде всего, с масштабами теневого оборота наличных средств, осуществляемого в рамках договоренностей, а не договоров, заключаемых в соответствии с Гражданским кодексом.

Возможно, в связи с этим наблюдается увеличение числа жителей, участвующих в избирательном процессе по «экономическим» соображениям. Причем некоторые граждане осуществляют свою «экономическую» деятельность, непосредственно получая осязаемые подачки (в виде продуктовых наборов или денежных средств), другие возмездно работают в и при избирательных штабах (как соблюдая законодательство о выборах, так и вне его рамок).

В Санкт-Петербурге в предстоящих выборах в Законодательное Собрание по 50 округам примут участие около 500 кандидатов, у каждого примерно 2-3 члена семьи, близкие родственники и десяток друзей, у каждого будет около 50 агитаторов, 5-10 штабистов и полит-консультантов, добавим к этому членов и активистов политических партий, общественников ветеранских и подобных организаций, носителей административного ресурса в лице работников территориальных управлений, обслуживающих выборы журналистов, полиграфистов, тысячи членов избирательных комиссий. Таким образом, насчитывается минимум 150 000 человек, участвующих в выборах на платной основе. Не следует ли рассматривать их как важных субъектов деятельности на политическом рынке, своего рода сезонных рабочих политики, руководствующихся не столько стремлением к достижению общественного блага, сколько прагматичными экономическими соображениями?

Еще существует группа граждан, которые, вкладывая средства в избирательные кампании отдельных кандидатов или региональных отделений политических партий, надеются на последующее (в случае избрания) содействие в осуществляемой ими хозяйственной деятельности.

Таким образом, пришло время признать, что политику, в частности участие в избирательных кампаниях, можно и даже следует рассматривать как вполне конкретный бизнес или один из видов экономической деятельности, направленной на извлечение выгоды ее участниками, при существующем теневом обороте денежных средств.

Перечисленные особенности оказывают влияние на состав представительных органов власти и сказываются на их деятельности.

Вряд ли кто-либо серьезно полагает, что народные избранники действуют исключительно или хотя бы преимущественно в интересах избирателей. Народный избранник отстаивает интересы в лучшем случае небольшой части электората своего округа, а также своих спонсоров (финансовых, организационных), своей профессиональной группы и, безусловно, свои личные интересы (в частности, чтобы переизбраться). При этом он должен идти на уступки, искать компромиссы, заключать соглашения, о которых избиратель практически ничего не знает. Правовые же ограничения возможного отступления от заявленных кандидатом в депутаты во время выборов намерений практически отсутствуют, так же как и санкции за невыполнение предвыборных программ.

Время альтруистов в органах законодательной власти закончилось, практически не начавшись. Лоббизм того или иного рода или вида - вот основа деятельности представительного органа власти.

И если выбор, который делает избиратель, определяется его пониманием своих собственных интересов и адекватностью понимания интересов кандидатов, то использование кандидатами тех или иных стимулов в отношении избирателей определяется адекватностью понимания как интересов, так и уровня развития избирателей. Будут ли грядущие после принятия новой редакции Федерального закона «Об основных гарантиях...» выборы в Санкт-Петербурге и Российской Федерации иными? Не грязными, не манипулятивными?

Некоторую надежду вселяют предпринимаемые в настоящее время попытки построения развитого гражданского общества, в котором нет места грязи и всесилия денег на выборах, а общественность будет активна и влиятельна. Началась разработка так называемых гуманитарных технологий, которые должны сменить грязные манипуляции. В числе пропагандистов данной идеи выступают уважаемые специалисты нашей политологической и научной общественности.

Но взгляд на выборы как на бизнес рождает мысль: не будет ли идея построения гражданского общества, восстановления обратной связи между обществом и властью похоронена несколькими новыми коммерческими проектами, направленными не столько на проведение действительно научного анализа политической жизни, сколько на получение субсидий из государственного бюджета?

Разумеется, авторы не призывают отбросить в сторону теории и концепции избирательного процесса, связанные с понятиями идеологии, систем ценностей, культурологическими и иными. Но, стремясь оценивать реально происходящие и прогнозировать ход будущих электоральных битв, вероятно, следует обратить большее внимание на экономические факторы избирательного процесса, создающие объективные причины для манипулирования избирателями со стороны кандидатов и «продажности» части электората.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта