Демократия.Ру




Власть не преимущество, а обуза. Сидни


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.04.2024, суббота. Московское время 10:36


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Приложения

Права и обязанности журналистов

Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
(с изменениями от 30 марта 1999 г.)

Статья 26. Гласность в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума

1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией, комиссией референдума работы со списками избирателей, участников референдума, с избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, референдуме, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, также вправе присутствовать представители средств массовой информации.

3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.

4. В помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях, комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, референдума, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия, комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов, референдума.

Статья 47. Избирательные фонды, фонды для участия в референдуме, порядок их создания и расходования средств этих фондов

14. Соответствующая избирательная комиссия до дня голосования периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные сведения, передаваемые им избирательными комиссиями для опубликования, в течение трех дней с момента получения.

Статья 56. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями, комиссиями референдума

1. Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

3. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и от строки «Против всех кандидатов» или «Против всех списков кандидатов», квадратов, размещенных под словами «да» и «нет»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.

5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается членом избирательной комиссии, комиссии референдума, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей, участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии, комиссии референдума вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. После этого со списком избирателей, участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 26 настоящего Федерального закона.

11. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

28. По требованию члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, участковая избирательная комиссия, комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.

Статья 57. Обработка итогов голосования в территориальных, окружных избирательных комиссиях, комиссиях референдума, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

7. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов данной избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, составлявшей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.

8. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам избирательной комиссии, комиссии референдума, составившей протокол, и членам вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

10. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса избирательной комиссией, комиссией референдума, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума. Избирательная комиссия, комиссия референдума, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума избирательная комиссия, комиссия референдума, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов». Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума.

Статья 60. Опубликование итогов голосования и результатов выборов, референдума

1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, предоставляются для ознакомления избирателям, участникам референдума, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет избирательная комиссия, комиссия референдума.

Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах см. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N210-ФЗ

1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания, получения желаемого ответа на вопрос референдума,
либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей,
либо осуществляющие подкуп избирателей, участников референдума, то есть действия, запрещенные пунктом 3 статьи 45 настоящего Федерального закона,
либо осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,
либо своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума (списки избирателей, участников референдума) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии,
либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
либо нарушающие права членов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума,
либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,
либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума,
либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме,
либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
либо препятствующие голосованию на избирательных участках, участках референдума,
либо нарушающие тайну голосования,
либо принуждающие избирателей, участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору,
либо осуществившие подлог избирательных документов, документов референдума, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, референдума, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума,
либо выдающие гражданам избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме,
либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, подготовку и проведение референдума,
а также:
работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, референдуме,
должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий, комиссий референдума проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и не принявшие мер по их пресечению, -
несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N121-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Статья 54. Опросы общественного мнения

1. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

2. Со дня окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов организации, проводящие связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций соответственно в окружную избирательную комиссию или Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для формирования информационного банка, данные которого должны предоставляться лицам, указанным в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N2124-I
«О средствах массовой информации»
(с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г.)

Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
2) проверять достоверность сообщаемой им информации;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;
7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Статья 41. Конфиденциальная информация

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Статья 43. Право на опровержение

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта