Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества. Карл Маркс, К критике Готской программы


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.09.2020, суббота. Московское время 20:02


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Эликсир вечной молодости

Госдума свалила со своих плеч пакет президентских законопроектов о реформировании федерации и ушла в отпуск. Однако, судя по обстановке, которая складывается сейчас на политической арене, осень для депутатов будет горячей.

Президент мягко подводит страну к мысли о том, что существующие государственные отношения будут кардинально переделаны. И первые шаги в этом направлении делаются уже сейчас. Так, в конце месяца эпопея с Госсоветом, вокруг которого было поднято столько шума, подошла к концу. Первого сентября сего года Президент РФ подписал Указ «О создании Государственного Совета РФ», предварительно проконсультировавшись и с депутатами Госдумы, и с членами Совета Федерации, и даже с бывшими президентами СССР и России.

Нужно отметить, что идея создания Государственного Совета будоражила умы отечественных законодателей еще в смутные времена подготовки ныне действующей Конституции. Тогда она была позаимствована из опыта государственного строительства Франции, где подобная структура была создана маршалом де Голлем в 1958 году. Государственный Совет здесь является консультативным органом при Президенте, полномочия которого сводятся к предоставлению заключений по интересующим главу государства вопросам, подготовкой законопроектов и осуществлением функций высшей судебной инстанции в отношении чиновников.

Изначально планы Кремля о создании Госсовета вызывали у юристов улыбки недоумения: зачем нужен орган, полномочия которого не ясны и цели его функционирования не определены. Однако, к моменту подписания Указа, ситуация начала более менее проясняться. Госсовет изначально задумывался как «реверанс» в сторону губернаторов, выведенных посредством реформы верхней палаты Федерального Собрания непосредственно из законодательного процесса и удаленных от власти федеральной вообще. Хотя начальник Главного территориального управления Президента, Сергей Самойлов и утверждает, что Госсовет - «это серьезный государственный орган, который способен удержать единую исполнительную вертикаль в стране», путинское детище является на данный момент не более чем местом отдыха для почетных государственных мужей, отсидевших установленные 2 срока в кресле губернаторов, эдакий «эликсир вечной молодости» во власти.

Казалось бы - все просто, однако слишком много здесь «но» ...

Во-первых, состав и структура Госсовета вызывает несколько вопросов. Хотя, по словам А. Абрамова, заместителя главы Администрации Президента, пожелания и Совета Федерации, и Госдумы были максимально учтены, складывается впечатление, что Президент все-таки пошел по пути наиболее удобному для него самого. Возможны были следующие вариации:

1. В Госсовет входят главы органов исполнительной власти всех субъектов РФ, не исключая Чеченскую республику.

2. В состав Госсовета войдут все губернаторы плюс лидеры политических партий и крупных общественных объединений.

Учитывая неприязнь Президента к политическим партиям, второй вариант остался без рассмотрения. В. Путин решил сплотить вокруг себя всех действующих и недействующих глав исполнительной власти субъектов РФ. Из них семь (от каждого федерального округа) назначено президентом в Президиум Госсовета. Идея деления России не на 89 субъектов, а на 7 округов упорно продвигается Кремлем. Во главе Госсовета стоит Президент РФ, из чего естественно можно было бы сделать вывод о том, что Госсовет создается именно как орган при главе государства. Однако при подписании указа из названия Госсовета предусмотрительно вычеркнуто «при Президенте РФ», таким образом остался «Государственный Совет Российской Федерации», что вполне логично наводит на мысль о создании органа федерального значения. По всей видимости, таким Госсовет и мыслится на ближайшую перспективу...

Во-вторых, неясной остается компетенция и основные функции новоиспеченного органа. В соответствие с Положением, «Госсовет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти». Иными словами Госсовет представляет собой эдакую «говорильню» на высшем уровне, еще один паразитирующий на теле налогоплательщиков бюрократический орган. Президент неоднократно подчеркивал, что Совет является именно консультативным органом, никакими властными полномочиями он не наделен. Замечательно, но что препятствует Президенту собирать губернаторов раз или два в месяц неофициально? Зачем нужно было издавать указ и поднимать так много шуму? Логики в действиях Президента нет, что, в общем-то, и неудивительно. До некоторого момента все действия главы государства напоминали хождение по граблям. Причем удар приходился преимущественно по телу молодого государства, и било, надо сказать, больно. Вероятно, Президент решил изменить тактику, для чего и создал совещательный орган, к помощи которого можно прибегнуть при решении государственных задач...

Однако рассчитывать на то, что губернаторов удовлетворит роль простых советчиков после того, как их «попросили» из Совета Федерации, не приходится. К тому же вопрос о наделении Госсовета властными полномочиями в последнее время поднимался неоднократно. Более того, уже некоторые губернаторы высказываются в том духе, что нынешний Совет Федерации (негубернаторский) является переходной формой к конституционному Госсовету, который и будет в грядущем осуществлять полномочия нынешней верхней палаты. Эти высказывания, надо заметить, небезосновательны, так как позиция В. Путина в отношении российского парламента однозначна: законодательный орган РФ должен быть однопалатным. И судя по всему, эта одна палата парламента будет избираться преимущественно по мажоритарной системе.

Перспективы для политической системы РФ далеко не радужные. Но как плюс стоит отметить, что с началом функционирования Госсовета, некоторая стабилизация в федеративных отношениях произойдет. Но будет сильно напоминать централизм федеративных отношений недавнего советского прошлого и настоящего, например, союзной республики Белоруссии, где президент подписывается под схемой размещения участков каждого садоводческого товарищества...

Первое заседание Госсовета произойдет в середине сентября. Секретарем Госсовета на общественных началах назначен А. Абрамов. На первом заседании наверняка встанет вопрос о бюджете на новый год, его хотят обсудить губернаторы. Кремль же больше озабочен вопросами соответствия законодательства субъектов РФ федеральному. Наличие «призрака» суверенитета в Конституциях ряда республик настораживает федеральную власть. Поэтому в региональной политике приоритет отдается именно созданию единого правового поля. Вопрос злободневный, но для губернаторов очень болезненный, им придется пойти на уступки, в свою очередь, адекватно оплачиваемые. Возможно, что компенсацией жертв с их стороны станет конституционность Госсовета...

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта