Демократия.Ру




Демократия – это такое устройство, которое гарантирует, что нами будут управлять не лучше, чем мы того заслуживаем. Бернард Шоу (1856-1950), ирландский драматург и романист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


06.12.2024, пятница. Московское время 12:58

Обновлено: 23.10.2006  Версия для печати

Вертикальные мэры. Борьба между мэрами и губернаторами окончательно уходит в прошлое

Павликова О., Саргин А.

Со следующего года мэры областных центров и столиц регионов, как и губернаторы, перестанут быть избранными. Соответствующие поправки в федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в минувшую пятницу внесли депутаты из "Единой России" Владимир Мокрый, Алексей Огоньков и Владимир Жидких. Они утверждают, что именно так можно решить проблему замерзающих зимой городов, потому что за протекающие трубы ответят назначенные президентом главы субъектов.

Однако инициативу "медведей" можно объяснить не только заботой об управляемости местных органов власти, но и сугубо партийными целями. Например, повышением роли губернаторов (подавляющее большинство из которых состоят в "партии власти"), особенно в рамках проводимого сейчас эксперимента по созданию "партийных правительств" в регионах. Тем более что это совпадает с генеральной линией Кремля на достройку вертикали власти, которая окончательно завершится в 2009 году с введением новой системы местного самоуправления.


Обе поправки, предложенные главой думского комитета по вопросам местного самоуправления Владимиром Мокрым и его коллегами Владимиром Жидких и Алексеем Огоньковым, вносят коррективы в закон о местном самоуправлении: одна из них касается городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), другая - столиц субъектов Федерации.


Инициатива на троих

Суть изменений в том, что местное самоуправление может опуститься с уровня региональных центров на уровень внутригородских территорий. Решать, опускать его или нет, по мнению авторов, должны сами субъекты Федерации. «В крупных городах уже давно нет местного самоуправления. Например, в Москве управа выполняет фиктивную функцию. Это фактически городская власть», - утверждает Владимир Мокрый. Депутат ссылается на зарубежный опыт - например британский: у Лондона мэра нет, а есть руководители территорий и районов города.

Поправки Мокрого дают возможность отменить выборы мэров региональных центров: если они больше не являются местным самоуправлением, то и тратить деньги на выборы нерационально.

Однако в «Единой России» считают, что такая трактовка "слишком примитивна". По мнению партийцев, изменения особенно назрели в регионах, где постоянно возникают проблемы с топливом, теплом и транспортом. «Если мэр не справляется, губернатор в случае очередного ЧП может взять часть его обязанностей на себя. Речь идет об оказании помощи в управлении, менеджменте или о финансовой поддержке. Мы не лишаем полностью полномочий мэров, а временно помогаем решить текущие проблемы», - пояснил Владимир Жидких.


Корректировка де-юре

Новая законодательная инициатива "единороссов" выглядит как реакция на прошедшие в начале октября выборы в заксобрания девяти регионов и последовавшее создание "регионального правительства". Ведь нынешние реалии, например, налоговой политики федерального центра в отношении субъектов таковы, что роль избранных мэров оказывается невелика и укладывается в формулу "нет денег - нет полномочий". Однако ситуация де-факто требует корректировки де-юре.

«На недавних выборах «левая нога» показала, что она действительно способна конкурировать с «Единой Россией». В тех регионах, где существуют противоречия между губернатором и мэром, очень велика вероятность того, что глава областного центра станет представителем другой партии, нежели глава области. Значит, для «Единой России» возникает потенциальная опасность того, что другая "партия власти" начнет доминировать в городе и даже регионе», - пояснил ситуацию «Газете» председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Этим соображением Делягина объясняется и крайне негативная реакция «Родины», которая входит в создающуюся "вторую ногу". Ее лидеры не сомневаются в политической подоплеке законопроекта. Координатор фракции Иван Харченко рассказал "Газете", что документ идет вразрез с Европейской хартией местного самоуправления, которую подписала Россия: «Единороссы" проигрывают в крупных городах, где население, как правило, более образованное, энергичное, обеспеченное. Оно не затуркано, как в сельской местности, где население находится фактически в состоянии выживания и держится за счет небольших бюджетных подачек. Поэтому в городах «Единая Россия» пролетает. Налицо административный ресурс, за счет которого "партия власти" сегодня побеждает". Коммунисты также против инициативы "единороссов". Секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам Вадим Соловьев сказал «Газете», что "законопроект явно нарушает права избирателей".

"Партию власти" поддержала только ЛДПР. Именно ее фракция несколько месяцев назад выступила с инициативой о том, чтобы мэров назначал губернатор по согласованию с заксобранием. «Хозяин в регионе должен быть один. Мы знаем немало ситуаций, когда мэры не считались с губернаторами и буквально посылали их на три буквы. В результате страдали сами жители городов. Если мы строим вертикаль власти, нужно строить ее от начала до конца», - объяснил «Газете» позицию фракции член партии ЛДПР Алексей Островский. Его не смущает, что губернаторы-"единороссы", вероятнее всего, будут назначать мэров-однопартийцев: «Партия власти" должна нести ответственность за все, что происходит в государстве».


Будущий хит

Возвращаясь к экономическим мотивам законопроекта "Единой России", стоит отметить, что борьбу за контроль над бюджетом, пусть и спущенным со Старой площади, в регионах никто не отменял. «Известно, что три четверти продукции выпускается в городах, здесь же производится основная доля ВВП. Естественно, мэры не хотят делиться прибылью», - сказал «Газете» руководитель группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин.

Законопроект дает право губернаторам, а не мэрам определять источники местных бюджетов, а также распоряжаться землей, транспортом и коммунальной инфраструктурой.

Тем самым мэр становится номинальной и фактически лишней фигурой в номенклатуре субъектов.

Учитывая долю крупных городов в создании ВВП, можно почти безошибочно предположить, что законопроект Владимира Мокрого с товарищами станет одним из хитов осенней сессии Госдумы. А приближающиеся выборы внесут в его обсуждение дополнительную партийную изюминку. Первое чтение законопроекта намечено на 8 ноября. «Инициатива своевременна, логична, - убежден Владимир Гребенюк, зампред комитета Госдумы по регламенту. - Большинство депутатов должны ее поддержать». А разработчики добавляют: те мэры, которых уже избрали, останутся на своих местах. Но, вполне возможно, что заниматься им придется не тем, на что они рассчитывали.

Противникам законопроекта остается апеллировать к Конституции, 12-я статья которой четко разделяет органы местного самоуправления и государственной власти. Вряд ли этот аргумент привлечет внимание граждан России, которые привыкли считать думские баталии чем-то далеким и оторванным от повседневной жизни, однако жители крупных городов могут им заинтересоваться. «В маленьких городах создавать большой объем власти не очень разумно. А в городах-миллионниках, где самоуправление существует с 1860-х годов, это, скорее всего, вызовет недовольство", - рассказал «Газете» член Общественной палаты Вячеслав Глазычев.


Вашему городу мэр нужен?

Геннадий Лысенко / мэр Дальнегорска в 2001-2006 годах:

«Без мэра нельзя, и неважно, хороший он или плохой ("рыльце в пушку" может быть у руководителей в любом городе, просто у кого-то пушок помельче, а у кого-то покрупнее). Но власть должна присутствовать в любом районе и городе, потому что даже документ о зарплате без мэра не подписать.

Я шесть лет был мэром, и до сих пор после меня никого не могут избрать. Когда были выборы и я не стал участвовать, то люди проголосовали против всех - и я остался мэром. Потом опять не могли избрать - и я снова лишних два года отработал на этой должности. И сейчас никого не избрали. Но я сам 5 июля этого года подал в отставку, потому что все это мне надоело. Думал так: «Да избирайте кого хотите!»

Я прожил в Дальнегорске 30 с лишним лет, очень люблю город и людей и искренно и добросовестно пытался там что-то сделать. Я никогда никому не платил, люди просто приходили и голосовали за меня. Но потом начался беспредел, а первым затеял его именно тот Фотьянов, которого застрелили! Он вселил в жителей мысль, что все нужно покупать. Тогда я и сказал, что в этом участвовать не буду.

Из него сейчас делают героя, а он самый настоящий бандит! Он сам заявлял, что не прочитал ни одной книжки и его вытаскивали для того, чтобы другие вопросы решать. У нас в Дальнегорске партия «Единая Россия» не пользуется никаким авторитетом, она здесь заняла последнее место, потому что туда лезут полные отморозки! Так делать нельзя, а Грызлов заявляет: "кандидат", "депутат"… Он же все-таки в милиции работал, должен был бумаги на Фотьянова почитать. Люди у нас просто смеются!»


Геннадий Лазарев / депутат законодательного собрания Приморского края, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса:


«В современных условиях должен быть лидер, который организует жизнь населения в городе. Естественно, не семейную жизнь, а все то, что связано с функционированием жилищно-социальной сферы. А если руководитель города еще и талантлив, то сегодня он может способствовать и развитию бизнеса.

При нашем мэре во Владивостоке порядка стало больше, но я бы использовал более цивилизованные методы. Сегодня в мэрии ведутся проверки, и уже есть результаты. Ключевые чиновники отстранены, и аргументы, как я понимаю, весьма и весьма весомые. То есть мэр сам отстранил вице-мэра и того парня, который занимался ЖКХ, и они как бы уже не являются членами его команды. Но мы-то здесь живем и все знаем…»


Валентин Распутин / писатель:

«Когда есть хозяин, то кажется, что он нужен. А когда нет, считай, что и не нужен! Вот у нас в Иркутске, можно сказать, нет хозяина; наш мэр о городе особо не печется, а все больше о своих делах. Это выражается во многом, но лично для меня самым неприятным является то, что он старается строить увеселительные заведения, которых и без того полно!

Конечно, нужен тот, кто городом управляет, и не важно, как его назвать - мэром или председателем горсовета. И в дореволюционные времена градоначальник тоже был. Да и от личности зависит многое. А как сделать так, чтобы мэр пекся о народе, а не строил увеселительные заведения… Сейчас говорят о прозрачности власти, ну и что? Прозрачности стало больше, а толку мало! Она ничего не дает, и ею спокойно продолжают пользоваться. Получается, что приличные люди у власти - это лотерея. И выборы ничего не значат, потому что слишком легко даются недостойным людям. Должен быть такой государственный порядок, который бы сам порождал хороших хозяев государственного же уровня».


Юрий Прокофьев / бывший первый секретарь Московского горкома КПСС:

«В Москве, конечно, нужен. Но этот закон к Москве не будет иметь никакого отношения, потому что она является субъектом Федерации. Это будет относиться к таким городам, как, скажем, Самара, потому что там субъект Федерации - Самарская область, а не сама Самара.

И все равно это не здорово, ведь даже в небольших городах нужен единый центр управления, чтобы защищать его (города) интересы. А как сделать, чтобы этот единый центр работал во благо, зависит от общей ситуации в стране. Если на Дальнем Востоке одним из первых область назначает и утверждает бандита, то чего можно ждать от других регионов? Там будущих кандидатов и убивают, потому что бандитские разборки идут».


Светлана Смирнова / народная артистка России:

«А как же без хозяина! Я законопослушный человек, но думать о том, нужна ли нам Валентина Ивановна или кто-то еще, по-моему, бессмысленно и неплодотворно. Что будет, то и будет, но все равно все будет только лучше! А хозяин на Руси был нужен всегда, и у нас в Питере тоже! Наверху распорядятся, кто им будет».


ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, АЛЕКСАНДР САРГИН
22.10.2006

Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gzt.ru/politics/2006/10/22/213005.html


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Туровский Р., Путинская пятилетка в региональной политике, или бег по кругу

 Демократия.Ру: Туровский Р., Кому мешали губернаторские выборы?

 Демократия.Ру: Бовт Г., Почему я не пойду на выборы

 Демократия.Ру: Михайлова С., Новый порядок выборов в Мосгордуму заставит ее больше ориентироваться на Кремль

 Демократия.Ру: Кынев А., Иллюзия выбора. Система политических партий в России и избирательные права граждан

 Демократия.Ру: Новопрудский С., Власть в себе

 Демократия.Ру: Кынев А., Выборы и состояние гражданского общества в регионах России

 Демократия.Ру: Кириченко Л., Выборы под вертикалью

 NewsRu.Com: Кремль достраивает вертикаль власти. Выборы мэров будут отменены




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 27.11.2024

 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта