Демократия.Ру




Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Д. Оруэлл


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 15:12

Обновлено: 27.02.2008  Версия для печати

Невидимая миру власть

Степовой Б.

Мало кто из москвичей знает, что в это воскресенье они будут выбирать не только президента страны, но и депутатов районных муниципальных собраний - в городе практически отсутствует реклама этого события. Хотя по идее именно выборы власти на местах должны волновать горожан в первую очередь - президент высоко, и за качество жизни в конкретном дворе с него не спросишь. Но парадокс в том, что в Москве и районные депутаты мало что решают - за последние 15 лет их полномочия, финансирование, а значит, и влияние сведены практически к нулю. Кому же тогда нужны эти выборы-невидимки? И почему, на словах выступая за становление института сильного местного самоуправления, на деле чиновники так его боятся?

Вертикаль власти в Москве выстроена идеально. После того как жители столицы потеряли возможность выбирать мэра, у них остался единственный избираемый орган власти, имеющий реальные полномочия, - Московская городская дума, где заседают 35 депутатов. То есть на каждого из них приходится почти по 300 тысяч жителей города.

Достучаться до таких загруженных людей практически невозможно. Казалось бы, самое время горожанам принять заинтересованное участие в муниципальных выборах, чтобы установить "свою" власть в родном районе, на родной улице. Но, судя по опросам, 95% рядовых москвичей понятия не имеют о том, кто возглавляет органы власти в их районе. Все знают лишь Лужкова да в лучшем случае - фамилии префектов, до которых неимоверно далеко, а вот те, кто "под рукой", безвестны. Почему?

- Сегодня муниципальные собрания отвечают лишь за опеку и попечительство детей и животных, строительство спортивных и детских площадок, досуг горожан и внеклассную работу среди школьников, - констатирует экс-депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев, больше 10 лет занимающийся вопросами городского самоуправления. - Главный удар был нанесен прошлым летом, когда Мосгордума приняла закон, исключивший муниципальные собрания из списка инстанций, согласующих градостроительные проекты районов. После этого муниципалы потеряли возможность влиять на точечную застройку, что очень сильно волнует людей.

Тем не менее выборы в муниципальные советы стартовали: в 125 районах Москвы на 1555 депутатских кресел претендуют 3206 кандидатов.

- Среди политических партий, выдвинувших своих депутатов, - "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", - заявил "Известиям" представитель мэра в Мосгордуме Анатолий Петров. - Эти партии, как победители на выборах в Госдуму, имеют право выдвинуть своих кандидатов без всякой бумажной волокиты. Остальные кандидаты выдвигались как независимые: им надо было собрать 50-70 подписей, что сделать нетрудно. Пока лидирует "Единая Россия", выдвинувшая 1372 кандидата, следом идут КПРФ - 392 кандидата, "Справедливая Россия" - 381 кандидат и ЛДПР - 72 кандидата. Независимых кандидатов - 878. Муниципальные выборы городской казне обойдутся в 220 млн рублей, всего на 40 млн меньше, чем президентские.

Отсутствие рекламы муниципальных выборов на главных улицах и площадях города, а также на основных городских телеканалах - это, оказывается, часть городской политики.

- Всему свое место, - объяснил ее суть Анатолий Петров. - На главных улицах и телеканалах - реклама президентских выборов. На второстепенных улицах и окружном телевидении - муниципальных.

Оппонент официальной точки зрения Дмитрий Катаев уверен, что власти просто не заинтересованы в том, чтобы большинство горожан делало свой выбор осознанно.

- Это поможет им протолкнуть своих депутатов, которые будут контролировать районный бюджет, - уверен он. - Во-первых, муниципальный депутат имеет право совещательного голоса - что, например, помогает узнать о точечной застройке еще на этапе проектировки, что немаловажно. Во-вторых, депутат имеет возможность в любое время попасть к главе районной управы, а не стоять в очереди - что, поверьте, помогает решить многие житейские проблемы. В-третьих, если москвичи вообще проигнорируют муниципальные выборы, у властей появится повод ликвидировать собрания. А это - конец местного самоуправления. Но я уверен, что чем сильнее и многочисленнее становится средний класс, тем чаще он будет делать попытки отстоять свои гражданские права, в том числе и на местное самоуправление. Люди протрут глаза и увидят, как обогнали их другие регионы, где МСУ уже дошло до самых дальних деревень и районов. То же самое обязательно произойдет в Москве, невзирая на то, что сделать это будет нелегко, так как московская бюрократия - это огромная сила.

"Освободить газоны для свободного произрастания травяного покрова"

В Тверском районе столицы один из кандидатов в муниципальные депутаты так обозначил свою "гражданскую позицию":

1. Возродить в районе природное озеленение улиц, скверов, дворов. Возродить функции дворовых садоводов-озеленителей.

2. Освободить пешеходные зоны района для беспрепятственного прохода граждан, а также газоны для свободного произрастания травяного покрова и зеленых насаждений.

3. Не на словах, а на деле избавиться от пагубного, негативного влияния Запада в рекламном и культурно-просветительном секторе района.

Нужна ли горожанам такая безвластная власть?

Pro

Юлия Игнатьева

Конечно, полномочия московских муниципалитетов сформированы по принципу "возьми себе, Боже, что исполнительным органам негоже". А именно - проведение гуляний районного масштаба и дворовых турниров. Снос гаражей и домов, точечное строительство, перепрофилирование магазина, вырубка сквера для дорожной развязки - эти стратегические вопросы районные депутаты не решают, и их мнения по этим горячим проблемам никто не спрашивает. Но они хотя бы ими интересуются. Отсюда весьма популярное занятие депутатов - добыча копий секретных бумаг в управах и префектурах с целью передачи в СМИ. А бывает, и знакомому прокурору. Простодушные депутаты тайно пересказывают жильцам тех домов, которые под руководством управ готовят к захвату управляющими компаниями, планы "военных действий". Остродефицитные - отважные депутаты, обнаружив беззаконие во вверенном районе, даже пишут официальные запросы в правоохранительные органы. Получив не менее официальную отписку, подают иски в суд. Проигрывают. Но в итоге выводят проблему из тени. Даже совсем никудышный депутат может пригодиться. Если раз пять или шесть пожаловаться ему на разбитую лампочку в подъезде - это подействует. И вообще, многие районные депутаты мстят чиновникам за низведение их в статус мелких сошек - и пусть косвенно, но приносят пользу москвичам.

contra

Анна Гараненко

Главный аргумент против местного самоуправления - народ "этой штукой" не пользуется. Что подтверждается статистикой: большинство москвичей не знают своих муниципальных депутатов не только в лицо и по фамилиям, но даже не подозревают об их существовании. Апологеты МСУ, правда, возражают: право на местное самоуправление сродни праву на свободу слова. И пусть у нас еще не очень хорошо умеют этим пользоваться - это институт на вырост. Но что можно вырастить из армии муниципальных чиновников, которые получают деньги, а делать практически ничего не могут? Власть, которая существует в таком режиме, развращает сама себя. И не надо думать, что люди, видя беспомощную и недееспособную муниципальную власть, будут ей это прощать только за то, что она "еще маленькая". Возникает естественный вопрос: зачем нам сдались эти демагоги и нахлебники, которых мы оплачиваем из собственного кармана? (Бюджет муниципальных образований, кстати, создается из отчислений с подоходного налога граждан, живущих в районе.) МСУ, лишенное реальных рычагов, не вызывает у людей ничего, кроме возмущения дорогостоящей игрой в демократию - что, собственно, только на руку чиновникам. Так что уж лучше никакого местного самоуправления, чем такое декоративное.


Богдан Степовой
27.02.2008

Статья опубликована в газете Известия
Постоянный URL статьи http://www.izvestia.ru/moscow/article3113386/


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Зубченко Е., Жесткий фильтр. Напрямую россияне могут выбирать лишь президента и главу домоуправления

 Демократия.Ру: Откуда взять деньги местному самоуправлению?

 Демократия.Ру: I. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление

 Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор

 Демократия.Ру: Севрюкова Е., Продается наследство. Куда уходит муниципальное жилье после смерти одинокого владельца

 Демократия.Ру: Кынев А., Выборы и состояние гражданского общества в регионах России

 Демократия.Ру: Туровский Р., Путинская пятилетка в региональной политике, или бег по кругу




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта