Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно - требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Никколо Макиавелли


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.10.2021, четверг. Московское время 06:49

Обновлено: 19.08.2008  Версия для печати

Рубен Заргарян: «Карабахская мирная позиция и модель урегулирования востребована Россией»

Заргарян Р.

Два из трех «замороженных конфликта» в Закавказье – в Абхазии и Южной Осетии – стали в недавнем прошлом вновь «горячими». Что ждет третью потенциальную «горячую точку» – Нагорный Карабах? Как будут строиться отношения Азербайджана с НКР после событий в Южной Осетии и Грузии? Каковы шансы НКР получить признание? На эти вопросы в интервью «Политком.ру» - Рубен Заргарян, советник министра иностранных дел непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР).

- Президент Азербайджана Ильхам Алиев не поддержал Грузию - не явился на митинг в Тбилиси, куда прилетели лидеры прибалтийских республик, Польши и Украины. Означает ли это, что он не намерен повторять ошибок Грузии и ухудшать отношения с НКР?

- Ильхам Алиев просто побоялся обострять и так не простые взаимоотношения с Россией. Кроме того, руководство Азербайджана находится в панике, так как также несет ответственность за войну в Южной Осетии. Ведь Саакашвили попытался сделать то, о чем систематически говорят власти Азербайджана, призывающие к новой войне против Нагорного Карабаха.

Авантюра властей Грузии получила полную поддержку со стороны Азербайджана, МИД которого сделал заявление о поддержке военных действий Грузии в Южной Осетии. Азербайджанские политики и аналитики в первый день с восторгом призывали повторить грузинский метод силового решения конфликта, подчеркивая, что в случае победы Грузии, аргументы мирного урегулирования карабахского конфликта резко ослабнут, уступив позиции военному противостоянию. Азербайджанские политики заявляли, что действия азербайджанской стороны в переговорном процессе станут более радикальны, так как будут иметь веские основания. Однако развитие ситуации нанесло удар по расчетам Баку.

Хочу отметить и то, что карабахская мирная позиция и модель урегулирования азербайджано-карабахского конфликта сейчас востребована Россией применительно к Южной Осетии и Абхазии. В ходе отражения азербайджанской агрессии 1992-1994 гг. НКР провела операцию по принуждению Азербайджана к миру. НКР всегда выступала за подписание с Азербайджаном юридически обязывающего документа о взаимном неприменении военной силы, против азербайджанского саботажа переговорного процесса в МГ ОБСЕ и попыток изменения его формата.

Россия проводит параллели «косовской уникальности» и Южной Осетии, активно используя выражения «геноцид», «этнические чистки», «гуманитарная катастрофа», «статус – фактор безопасности». НКР призывала осудить политику целенаправленного геноцида властей Азербайджана против армян в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Следовало провести международный трибунал против азербайджанских военных преступников. Своевременное осуждение геноцида против народа Нагорного Карабаха способствовало бы предотвращению последующих геноцидов, которые мы наблюдаем в последнее время.

Действия азербайджанского руководства в последней войне 1991-1994 гг. против Нагорного Карабаха можно охарактеризовать как политику международного государственного терроризма, выразившуюся в уничтожении гражданского населения НКР, геноциде и этнических чистках, бомбежках и ракетных обстрелах мирного населения, захвате заложников, уничтожении культурных памятников. При массированных авиабомбардировках использовались шариковые и игольчатые бомбы, относящиеся к оружию массового поражения. С ноября 1991 года по май 1994 года только на один карабахский город Степанакерт упало свыше 21000 реактивных снарядов «Град», 2700 ракет «Алазань», более двух тысяч артиллерийских снарядов, сто восемьдесят шариковых бомб, около ста пятисоткилограммовых авиабомб, в том числе восемь вакуумных. Действия Азербайджана наглядно продемонстрировали мировому сообществу безальтернативность государственной независимости НКР.

Нагорный Карабах считает, что определение статуса - исключительное право народа НКР, а независимый государственный статус НКР – важнейшая гарантия безопасности народа Нагорного Карабаха. 13 августа 2008 г. президент России Дмитрий Медведев подчеркнул: «Могут ли и хотят ли осетины и абхазы жить в составе Грузии? Этот вопрос нужно задать им самим».

В ходе урегулирования должна быть восстановлена территориальная целостность Нагорного Карабаха. 12 августа министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что грузинских войск не должно быть на территории Южной Осетии и прилежащих районах.

14 августа 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия поддержит любое решение народов Южной Осетии и Абхазии в отношении статуса этих республик и будет служить их гарантией в мире. Думается, что Россия поддержит и решение народа НКР о независимости.

- Рубен Александрович, как Вы считаете, будет ли сейчас Россией востребован косовский прецедент?

- Он уже активно используется руководством России. Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье провозгласили независимость без учета мнения бывших метрополий, что соответствует новым подходам и практике мирового сообщества, сформулировавшим принцип потери страной своих международно-признанных прав на какую-либо территорию, причем порой без собственного согласия, в случае неспособности правительств осуществлять эффективное управление на принципах демократии, уважения прав человека, этнического мира и региональной стабильности.

Ситуация с Косово характеризуется в мировых СМИ и политологических анализах устойчивой аббревиатурой UDI - от английского Unilateral Declaration of Independence – «одностороннее провозглашение независимости». Подчеркну, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются.

- Стороны ранее (НКР и Азербайджан) заявляли о том, что другая сторона готовится к войне. Сейчас после событий в Южной Осетии война уже невозможна?

- Очень хотелось бы надеяться, что Бакинское руководство несколько отрезвил крах авантюры против Южной Осетии. Но власти Азербайджана уже много лет готовятся к новой террористической интервенции, закупают оружие у Украины и Израиля, раскручивают гонку вооружений, привлекают зарубежных инструкторов и наемников к обучению своих вооруженных сил, усиливают милитаристскую риторику и расистскую пропаганду.

Препятствием на пути урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является деструктивная позиция Азербайджана, в которой преобладают тенденции к разрешению проблемы военным путем и шантаж мирового сообщества, отказ от прямых переговоров с НКР и признания его независимости.

Азербайджан стремится нарушить баланс сил, предъявляя территориальные претензии к НКР и требуя от международных посредников надавить на Армению и НКР с целью получения районов Нагорного Карабаха для превращения их в удобные плацдармы для новой агрессии. При этом Азербайджан отказывается решать основной вопрос конфликта – обеспечение безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией чего является признание независимости НКР, а также решать проблемы оккупированных Азербайджаном земель Нагорного Карабаха, Армении и армянских беженцев.

В условиях отсутствия всеобъемлющего урегулирования азербайджано-карабахского конфликта особо опасным было бы удовлетворение территориальных претензий государства-агрессора Азербайджана и односторонняя передача Азербайджану каких-либо территорий Нагорного Карабаха, что неизбежно приведет к новой агрессии Азербайджана и общей дестабилизации ситуации в регионе.

- Если все же конфликт будет - российской границы рядом нет. Кто вам может помочь?

- Особенностью азербайджано-карабахского конфликта является отсутствие миротворческой операции. Армия обороны НКР фактически выполняет эффективную миротворческую функцию в регионе. Республика Армения и НКР в этой непростой ситуации в регионе являются факторами стабильности.

Возможная попытка азербайджанского блицкрига несомненно будет осуждена очень многими странами мира. Сопредседатели МГ ОБСЕ Россия, США, Франция едины в своей однозначной позиции: конфликт должен быть урегулирован исключительно мирными средствами, а Азербайджан должен отказаться от угроз насилия.

- Что сейчас можно было бы предпринять мировому сообществу для предотвращения новой возможной эскалации ситуации на Южном Кавказе?

- Почти столетний азербайджано-карабахский конфликт слишком затянулся. Ждать в ситуации, когда власти Азербайджана не готовы к компромиссам, постоянно грозятся войной и даже джихадом, устраивают провокации на границе, саботирует переговорный процесс, не признает право Нагорного Карабаха на существование, никакого смысла нет. В соответствии с нормами международного права, кратчайший путь к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта - это окончательное юридическое признание международным сообществом независимости НКР и участие НКР в переговорах.

Очевидно, что независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению, а должен быть незамедлительно признан и подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, в рамках которого оформляется взаимное признание НКР и Азербайджана и решается вопрос территорий и беженцев на взаимной основе.

Взаимное признание НКР и Азербайджана должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. А на втором этапе необходимо решать наиболее сложные проблемы: территории, беженцы, границы. Признание Азербайджаном независимости НКР является кратчайшим путем для решения вопросов территорий и беженцев.

Цель переговоров и урегулирования – взаимное признание двух государств НКР и Азербайджанской Республики и подписание мирного договора между НКР и Азербайджаном, отвечающего коренным интересам карабахского и азербайджанского народов.

Ничем не объяснимая задержка мировым сообществом окончательного признания независимости НКР ведет переговорный процесс в никуда. Она лишь серьезно увеличивает риск нестабильности в регионе, раскручивает гонку вооружений, мешает динамичному и демократическому развитию НКР, укрепляет тоталитаризм и усиливает милитаризм в Азербайджанской Республике, стимулирует власти Азербайджана к усилению агрессивности и еще большему ужесточению позиции.

Мировое сообщество, ставшее заложником авантюрной политики руководства Азербайджана, должно, наконец, осознать свою ответственность за последствия ничем не оправданного затягивания решения этого вопроса и проявить политическую волю в деле неизбежного окончательного признания независимости НКР.

Подготовил Олег Горбунов

19.08.2008

Интервью опубликовано на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://www.politcom.ru/article.php?id=6724


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Подрабинек А., Право на независимость

 Демократия.Ру: Шестернина Е., Приднестровье подает на развод

 Демократия.Ру: Валентин Федоров: «То, что Россия делает в отношении Абхазии и Южной Осетии – это эрозия федерации изнутри»

 Демократия.Ру: Укрепление России или ее распад?

 Демократия.Ру: Пионтковский А., Изгнанные из суперлиги

 Демократия.Ру: Орешкин Д., Пространство и бремя

 Демократия.Ру: Нефедова Т., Россия распадается на "черные дыры"

 Демократия.Ру: Паин Э., Война как образ жизни




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021

 16.03.2021

 20.02.2021

 04.02.2021

 29.11.2020

 28.11.2020

 01.07.2020

 24.06.2020

 23.06.2020

 23.06.2020

 23.06.2020

 21.06.2020

 14.05.2020


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2021  Карта сайта