Демократия.Ру




Народ не бешеная стая, которую следует держать на цепи. Всегда спокойный и сдержанный, когда он действительно свободен, он становится яростным и неистовым под началом, унижающим его, чтобы иметь право презирать его. О. Мирабо


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 13:57

Обновлено: 25.11.2008  Версия для печати

Кризис хорошо прочистит всем мозги… и поможет согласовать свои амбиции со своими ресурсами

Кременюк В.

Вопрос о том, как будут развиваться отношения между Вашингтоном и Москвой после прихода к власти в США избранного президента Барака Обамы, остается одним из ключевых, от разрешения которого будет зависеть очень многое. С одной стороны, новые вызовы последних месяцев, главным из которых, безусловно, является мировой экономический кризис, позволяет расширить двустороннюю повестку дня, сосредоточившись на преодолении глобальных экономических и финансовых проблем, а все остальные, по которым есть разногласия, пока отложить. Тем более что это позволяет сделать временной люфт – новый президент США официально ступит в должность в конце января.
С другой стороны, есть ряд принципиальных вопросов, позиция России по которым, судя по риторике ее первых лиц, сформирована и не подлежит коррекции. И Кремль спешит заставить Вашингтон принять эту позицию во внимание с самых первых часов пребывания у власти новой администрации. Чтобы не повторять и не объяснять в очередной раз то, что говорено не единожды – о неприемлемости дальнейшего расширения НАТО и развертывания в Европе системы ПРО, о национальных интересах России, ее региональных приоритетах и прочем.

По всем этим вопросам Москва хочет быть услышанной прежде, чем Барак Обама сформулирует новую внешнеполитическую повестку дня. Поэтому спешит, угрожает, напоминает, удачно эксплуатируя при этом заблаговременно взращенные антиамериканские настроения внутри страны – если Обама учтет предъявленные Россией озабоченности и отступится, или хотя бы сбавит темпы, например, в вопросе развертывания ПРО – Кремль объявит это победой своей внешней политики. Если не отступится и поддержит курс на реализацию принятых ранее программ – значит, конфронтация продолжится, сопровождаемая таким же пропагандистским шлейфом, как и в прежние времена.

В своем послании Федеральному собранию президент Медведев, как известно, обозначил основные претензии к США, сделав это, по признанию не только американских, но и российских экспертов, довольно жестко. Он заявил, что для нейтрализации системы ПРО в Европе Россия может, в частности, развернуть ракетный комплекс «Искандер» в Калининградской области, подчеркнув, что эта мера вынужденная.

Позже, выступая на экономическом саммите в Вашингтоне, Медведев вновь заявил о решительном несогласии с американским противоракетным проектом, но при этом выразил надежду на то, что российско-американские отношения при Обаме улучшатся.

В минувшие выходные в Лиме, в ходе саммита стран АТЭС, состоялась последняя официальная встреча российского президента с уходящим американским, по итогам которой Джордж Буш отметил: «У нас есть согласия и разногласия. Я старался придать нашим отношениям сердечный характер. И хотя не все удалось, мы видим, что когда требуется сотрудничество, мы можем работать сообща. А когда возникают разногласия, мы действуем в духе полного уважения к обеим нашим странам».

Дмитрий Медведев, поблагодарив Джорджа Буша, согласился с его мнением о том, что между двумя странами есть точки согласия и точки реальных расхождений, есть разница в позициях, но «мы готовы продолжать работу» и эта работа «в целом, была успешной».

В понедельник, в ходе пресс-конференции по итогам саммита АТЭС, Медведев вновь вернулся к теме ПРО. Отвечая на вопрос о том, откажутся ли американцы с приходом с Белый дом Барака Обамы размещать объекты ПРО в Европе, а Россия - комплексы «Искандер» в Калининграде, он подчеркнул: «Нам не хочется ничего размещать - это ответная мера, и все зависит от позиции наших американских партнеров. На мой взгляд, шансы есть. Потому что, если позиция нынешней администрации по этому вопросу выглядит предельно негибко - вот «Мы решили, всe поставим, а там хоть трава не расти!»; то позиция избранного президента выглядит более аккуратно. Это свидетельствует хотя бы о том, что наши будущие американские партнеры об этом думают. И у них нет раз и навсегда заготовленного шаблона для решения этой проблемы. Раз так, значит возможен диалог, значит, возможно изменение позиции, значит возможен отказ».

А между тем на помощь России пришла Чехия. Мэры тридцати крупнейших чешских городов в минувшие выходные выступили против размещения элементов американского противоракетного щита на территории своей страны, обратившись с открытым письмом к Бараку Обаме, в котором выражается надежда на то, что новый хозяин Белого дома в Вашингтоне исправит ошибки своего предшественника. По мнению чешских мэров, американское правительство должно пересмотреть свои позиции в отношении развертывания элементов национальной обороны в Европе. В противном случае начнется новая гонка вооружений. Речь идет об американском радаре в Чехии, который должен наводить на цель ракеты-перехватчики, размещенные в Польше.

Согласно опросам общественного мнения большинство чехов выступают против размещения на территории их страны американского радара. Однако чешское правительство отказывается проводить референдум по этому вопросу.

Тем временем Варшава терпеливо ожидает решения новой администрации США по вопросу размещения в Европе элементов американской системы противоракетной обороны и надеется на укрепление польско-американского союза, независимо от судьбы этой инициативы. Как заявил глава МИД Польши Радослав Сикорский в ходе визита в Вашингтон на прошлой неделе: «Если уж мы подписали соглашение, которое мы рассматриваем как выгодное для Польши, то хотелось бы, что соглашение было выполнено. Однако мы должны быть реалистами». Польша, по его словам, не будет выступать в роли лоббиста, усиленно продавливая данный проект. «Не будем забывать, что это американский проект, и будем надеяться, что польско-американский союз будет укрепляться, независимо от судьбы этой конкретной инициативы», - заявил Сикорский.

По его словам, новая администрация США хочет изучить каждый серьезный проект, требующий больших средств, и убедиться в целесообразности таких затрат. «Процесс формирования новой администрации США всегда длится несколько месяцев. Надо быть терпеливыми», - заключил польский министр. Предполагается, что американская база ПРО будет размещена в местечке Редзиково в четырех километрах от города Слупска (Поморье).

Будет ли вознаграждено терпение Польши реализацией подписанного проекта или с учетом ситуации в Чехии и внутренних сомнений самого Обамы он будет отложен? До конца января мы вряд ли получим ответ на этот вопрос. Что в этот период будет делать Россия? Будет продолжать оказывать давление на Вашингтон или сделает некоторую паузу, не создавая ненужных напряженностей там, где будущая линия поведения Обамы еще не определена?

Судя по всему, Кремль предпочитает первый вариант – об этом свидетельствует очередное выступление на внешнеполитическую тему премьер-министра Путина. В понедельник в Санкт-Петербурге, выступая на международной конференции по вопросам гуманитарного права, он заявил, что действия Вашингтона вынудят Россию ответить адекватным образом. «Мы, к сожалению, являемся свидетелями тревожной тенденции размывания существующей договорно-правовой базы. Прежде всего, я, конечно же, имею в виду одностороннее решение администрации США выйти из договора по противоракетной обороне. Мы как-то уже это подзабыли, но это очень важный момент в современной истории. Речь идет о договоре, который был краеугольным камнем стратегической стабильности в мировом масштабе. На этом договоре были нанизаны все остальные договоренности по стратегической стабильности. Подлинная направленность такого решения явно проявилась в контексте планов обустройства в Европе третьего позиционного района ПРО. Какие бы аргументы наши американские партнеры ни приводили, для нас абсолютно ясно, этот проект нацелен против стратегического потенциала России», - заявил российский премьер.

В качестве сдерживающего документа Путин предложил создать новый договор общеевропейской безопасности, основные принципы которого основаны на трех «не»: «Страны должны не обеспечивать свою безопасность за счет других, не допускать в рамках любых военных союзов и коалиций действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности и не позволять, чтобы развитие и расширение военных союзов шло в ущерб другим участникам договора»…

Американские эксперты между тем признают, что намерение администрации Буша развернуть противоракеты и радары в Польше и Чехии является главным камнем преткновения на пути нормализации американо-российских отношений. Эксперт из Колумбийского университета Роберт Легвольд отмечает, что «Россия по большому счету не верит, что размещаемые элементы ПРО нацелены на отражение иранской ракетной угрозы, – отмечает он. – Да, конечно, 10 противоракет не в состоянии нивелировать российский ядерный арсенал. Но Москва видит их не столько в европейском, сколько в общемировом контексте, в котором они образуют единое целое с противоракетными элементами в самих США и с возможными будущими системами ПРО в Азии и в других частях Европы. И вот этот уже глобальный противоракетный щит, с точки зрения России, наполнит очень опасным стратегическим содержанием».

Комментируя высказывание на эту тему президента Медведева в своем послании Федеральному собранию, другой эксперт, профессор Принстона Джейсон Лайл, заметил: «Это был довольно разительный контраст с советским прошлым. В те годы, по крайней мере, Кремль давал новому американскому президенту время осмотреться, примерно полгода, и только потом вступал с ним в открытое противоборство. Медведев бросил вызов Обаме уже через шесть часов после его победы на выборах».

По словам Лайла, Москва пытается вынудить Вашингтон вернуть Россию в число приоритетных для Америки стран, ибо на всем протяжении двухлетней президентской гонки в США о ней говорили очень мало, уделяя основное внимание Ираку и Афганистану. И Россию это не устраивает.

По оценке вашингтонского аналитика Уильяма Дроздяка, речь Медведева явилась с дипломатической точки зрения явным faux pas. «Подобный прессинг в отношении нового президента может привести лишь к тому, что он, независимо от своей партийной принадлежности и идеологической ориентации, будет вынужден реагировать очень резко. Ни один президент, особенно на старте, не желает создавать себе репутацию слабака», – заявил Дроздяк.

Барак Обама, тем не менее, не ответил публично на выпад Медведева. Как говорят его советники, он, в принципе, за развертывание ПРО, но только после того, как все ее элементы докажут свою эффективность. Более того, Обама хотел бы работать с Россией над дальнейшим сокращением ядерных вооружений – в идеале, вплоть до их полной ликвидации, отмечают они.

Также известно, что Барак Обама, проведя ряд телефонных переговоров с некоторыми президентами постсоветских государств и встретившись лично со многими другими лидерами, с Медведевым не общался и никаких комментариев по поводу России не высказывал.

Какие варианты развития событий существуют в настоящий момент? Позволят ли имеющиеся разногласия найти конструктивную повестку дня и выработать общую программу действий? Отвечая на эти вопросы МиК, Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады РАН, профессор, отметил:

- Ну, какие у нас разногласия? Нет никаких разногласий, есть наши попытки все-таки добиться более высокого статуса в глазах американцев. Мы хотим, чтобы с нами обсуждали вопросы, которые в том числе, затрагивают и нас. И поэтому вопрос стоит так: следующая администрация согласится с этим или нет? Будет она с нами консультироваться по поводу ПРО, по поводу Грузии? Или не будет? Вот в этом и весь вопрос, а разногласий никаких нет.

Да и какие могут быть разногласия между котом и тигром? Надо же отдавать себе отчет в том, кто есть кто.

- А каким образом можно прийти к общему знаменателю, если до сих пор консенсус не найден и каждая из сторон продолжает упорствовать в отстаивании собственных позиций, о какой бы проблеме ни шла речь.

Да никто и не пытался что-то сделать. Мы просто в своих внутриполитических целях пытались превратить США в источник всех наших бед. Сейчас это все провалилось, потому что кризис затронул всех. И дело не в США, а в том, что действительно существует системный кризис современного мира. И из него надо совместно выбираться и совместно с ним бороться. Вот эта простая мысль наконец-то пришла в голову и начинает просветлять мозги – что мы должны не столько пытаться ссориться с Соединенным Штатами, сколько с ними сотрудничать.

Вот получится или нет – это уже большой вопрос и для нашего президента, конечно, и для нового президента США. Может и не получиться, но надежда на то, что получится, есть.

- А будущие кадровые назначения в команде Барака Обамы и вообще тот факт, что к власти в Америки пришли демократы, как-то, на ваш взгляд, на процесс нормализации отношений повлияет, сыграет свою роль?

Может сыграть, потому что у нас почему-то всегда, начиная со времен Хрущева, демократов считали слабаками. Может быть потому, что они излишне вежливы или по каким-то причинам еще, но почему-то мнение о том, что они слабаки, действительно укоренилось. И поэтому им можно вот так-то пригрозить, сказать, что мы «Искандеры» развернем, еще чего-нибудь пообещать…

Но это большой риск, потому что можно нарваться на очень сильный отпор. Очень сильный! Который может подломить даже и ситуацию внутри нашей страны. Поэтому здесь есть опасность риска, что в наших инстанциях, принимающих подобные решения, недоучтут популярность Обамы – а американцы действительно в него поверили, в его какую-то неординарность, какие-то другие его способности - и решат, что «мы его сделаем», а это очень опасная вещь. И я боюсь, что некоторые подобные сигналы уже пошли, когда вдруг ни с того, ни с чего начали на словах «Искандеры» разворачивать, еще чем-то грозить, даже не попытавшись поговорить с новым президентом!

Это, мне кажется, попытка упредить события или заранее направить их в каком-то определенном направлении. И у меня, как у специалиста, остается только одна надежда – что новый американский президент проявит достаточно мудрости, хладнокровия и выдержки, чтобы не поддаваться на эти абсолютно ненужные провокации.

- А отношения с Европой, на ваш взгляд, как будут у Обамы развиваться? Многие эксперты надеются на то, что он будет исправлять ошибки, которые допустил Буш. И, в том числе, будет пытаться привлечь Европу на свою сторону в тех вопросах, в которых она склонна считаться с Россией.

Ну, прежде всего, Европа – это стратегический союзник США, и привлекать союзника на свою сторону не нужно. Что же касается России, то она, конечно, действует на Европу очень сильно. Потому что Россия постепенно становится незаменимым партнером Европы в развитии европейского экономического потенциала. Она не захотела это делать со Штатами, но с удовольствием делает с Европой. То есть, становится сырьевым придатком европейской экономики, и до последнего времени зарабатывала на этом очень даже неплохо.

Конечно, данный фактор делает Европу к нам «помягче» - не такой жесткой и категоричной, как действуют и относятся к нам Соединенные Штаты. И тем самым Европа как бы начинает занимать такое промежуточное положение между нами и Штатами, пытаясь как-то смягчить ситуацию и найти развязку в некоторых спорных вопросах и проблемах.

И я сейчас затрудняюсь сказать, получится ли это довести до конца или не получится, потому что у Соединенных Штатов, которые являются старшим союзником Европы по НАТО, и которые во многом обеспечивают безопасность Европы – не мы, а они – всегда найдется достаточное количество средств для того, чтобы одернуть Европу и не дать ей превратиться в некого самостоятельного участника игры.

Вот будет ли это делать Обама или нет, сказать трудно. И он сейчас пытается несколько дезавуировать все эти неуклюжие шаги Буша, которые он сделал и в отношениях с нами, и в отношениях с Европой, и даже продемонстрировать желание занять в этой триаде некую благожелательную позицию и по отношению к Европе, и по отношению к нам, но что из этого получится, пока сказать трудно. Поскольку мы этому не очень способствуем – и флот свой послали куда-то в Карибское море, и «Искандеры» можем начать размещать – короче, задираемся вовсю…

И достаточно ли окажется хладнокровия у Обамы, чтобы не обращать на это внимания и сказать: давайте перестанем заниматься глупостями и начнем заниматься серьезными делами, или он воспользуется этим, чтобы очень просто и задешево еще больше укрепить свою популярность, я не знаю.

- А насколько серьезным, на ваш взгляд, являются предложения о создании системы глобальной безопасности в Европе? При этом многие добавляют – без США. Это реально или это всего лишь риторика?

Да нет, конечно, реалий здесь мало. И с одной стороны, я очень мало знаю о том, что имеется в виду, когда говорят о создании такой системы, и готов говорить об этом только в пределах здравого смысла. Ну, как можно что-то строить в системе безопасности без США, если США являются самым мощным военным государством современности?

Это не только ядерная сверхдержава, это еще и мощный военный потенциал, военно-морской потенциал, это передовая электроника и электронное владение полем боя, это военная величина супер-масштаба. И как это без нее можно построить какую-то систему безопасности, где бы то ни было, хоть в Европе, хоть на каком-то донском хуторе? Это просто невозможно, это немыслимо, и я не думаю, что кто-нибудь в Европе всерьез отнесется к подобным предложениям.

Против США строить – это вообще безумие, а без США просто не получится, поскольку США являются неотъемлемой частью трансатлантических отношений, трансатлантического мира, и у США есть в Европе очень верные союзники типа Великобритании. Поэтому предложения создавать что-то в сфере безопасности в Европе без Америки несерьезны – я этого не понимаю.

- Таким образом, конструктивным исходом из нынешней ситуации, имея в виду российско-американские отношения, является только поиск общих точек взаимодействия и общая повестка дня?

Да. И можно предположить, что сейчас, наверное, кризис хорошо прочистит многим мозги. Ведь в результате высоких цен на нефть за последние годы у многих в России создалось такое ощущение, что мы сверхдержава, и прочее. И даже становится неудобно, когда приходится говорить людям: вы знаете, что наш ВВП составляет всего 8% от американского и 2% от мирового? И не надо уже слишком себя выставлять. Ведь никто не собирается исключать Россию из сообщества ведущих стран, Россия - часть общемировой системы, но надо согласовывать свои амбиции со своими ресурсами.

Вот если действительно восторжествует такая линия, а я сам принимал активное участие в обсуждении с американцами тех тем, где мы должны и просто обязаны сотрудничать – начиная от нераспространения ядерного оружия, противоракетной защиты от террористических пусков, которые еще будут, это пока их мало, до вопросов энергетической безопасности, борьбы с последствиями потепления климата и т.д.- то будет хорошо. Потому что, я подчеркиваю, есть огромный список вопросов, по которым мы обязаны сотрудничать!

Но если вместо этого мы начнем «Искандерами» бросаться, мы опять получим потерянное время и упущенные возможности, и риск очередной глобальной катастрофы. Поэтому я очень надеюсь, что и избрание нового президента США, и какое-то отрезвление в России вследствие этого кризиса, который уже долбанул и еще долбанет по нам, повлияют на то, что может появиться трезвое и спокойное отношение к внешнеполитическим задачам, и в общем-то родится понимание того, что нужно строить систему глобальной безопасности. Но вместе! И конечно, нужно будет начинать с северного полушария, возвращаясь к идеям Горбачева – созданию системы безопасности от Владивостока до Ванкувера.

Безусловно, нужно думать о том, как вписать в эту систему Индию, Китай и другие государства южного полушария, бывшего колониального мира, это все надо делать. Но если будет все это через пень колоду…

Хотя, посмотрите, с финансами ведь что-то получается, собрались, обсудили проблемы, о чем-то даже договорились. Ну и по другим вопросам можно действовать также. Не обязательно ведь размахивать ракетами.
Но видимо, у нас еще не успокоились некоторые наши лампасные генералы, хочется им еще показать себя…


Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады РАН, профессор
25.11.2008

Статья опубликована на сайте Информационного Агентства МиК
Постоянный URL статьи http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=500112


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Сидоров Д., Кнуты и пряники Кремля

 Демократия.Ру: Рубинштейн Л., Старые басни о главном или как догнать Америку

 Демократия.Ру: Шевцова Л., Запад нужен Владимиру Путину в качестве пугала

 Демократия.Ру: Фурман Д., Палажченко П., Мы пугаем, а самим страшно

 Демократия.Ру: Липский А., Возвращение Кузькиной матери

 Демократия.Ру: Фельгенгауэр П., Кузькина мать модернизированная

 Демократия.Ру: Орешкин Д., Путин как Онегин

 Демократия.Ру: Пионтковский А., Мощь и мощи

 Демократия.Ру: Костиков В., Манька величия




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта