Демократия.Ру




Самое великое из всех благ — по крайней мере то, без которого нельзя пользоваться другими, — это независимость. У. Годвин


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


07.10.2024, понедельник. Московское время 02:38

Обновлено: 23.11.2009  Версия для печати

Коллективное письмо Президенту РФ по вопросам реформы избирательного законодательства, затронутым в Послании Президента

Бузин А., Голосов Г., Кынев А., Любарев А.

Уважаемый господин Президент!

Мы внимательно изучили Ваше Послание Федеральному Собранию РФ от 12 октября 2009 года. Как специалисты, давно занимающиеся российским избирательным правом и процессом, хотели бы высказать Вам свое мнение относительно некоторых предложений, касающихся избирательной системы нашей страны. Полагаем, что в том виде, в котором эти предложения сформулированы в Послании, они могут быть интерпретированы и воплощены в жизнь таким образом, что это нанесет вред институту выборов в нашей стране.

Исходным посылом семи из десяти Ваших новых предложений является утверждение, что существующая партийная система «в целом сложилась, … стала стабильно функционирующим, общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом, обеспечивающим фундаментальные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть». Представляется, что данное утверждение не соответствует действительности.

В сложившейся сегодня в России ситуации партии, к сожалению, выражают не интересы общества, а, в первую очередь, интересы партийной бюрократии. Социологические опросы показывают крайне низкую степень доверия граждан к партиям. Существующие партии в своей деятельности пока не отражают многообразия политических интересов нашего общества, не представляют в полной мере эти интересы ни в области законодательной, ни, тем более, – в административной.

Представленные Вами предложения направлены, в основном, на фиксацию существующей партийной системы. Нет сомнений, что они будут поддержаны и закреплены в законодательстве по той причине, что законодательные органы сейчас состоят исключительно из представителей этой партийной системы, и Ваши предложения соответствуют ее интересам. Однако их реализация не будет содействовать совершенствованию института выборов в нашей стране, приближению их к принципам, закрепленным в Конституции и международных документах о выборах.

В этой связи обращаем особое внимание на девятый пункт Ваших предложений, где Вы прямо указываете, что все партии поддерживают переход к выборам исключительно по партийным спискам, то есть тотальное внедрение полностью пропорциональной избирательной системы. Реализация подобной инициативы в современных условиях фактически лишит подавляющую часть граждан конституционно установленного пассивного избирательного права. Это в свою очередь приведет к росту отчуждения между обществом и формально избираемыми гражданами органами власти, снизит доверие граждан не только к выборам как таковым, но и в принципе к государственным институтам, приведет к снижению их легитимности.

Между тем, мы надеемся, что Вы считаете себя гарантом прав всех граждан, а не гарантом прав партий.

Некоторые Ваши предложения будут в лучшем случае иметь следствием незначительное расширение возможностей для оппонирующих «Единой России» партий и в целом не окажут большого влияния на российскую избирательную систему. Вызвавшее резонанс в СМИ предложение об отмене сбора подписей для партий никак не изменит крайне негативную ситуацию с регистрацией «нежелательных» для администрации самовыдвиженцев.

Относительно трёх предложений, не касающихся напрямую партийной системы, можно сказать следующее.

Предложение о выравнивании перекосов в численности региональных законодательных органов представляется правильным. Но при этом следует использовать методики определения эффективной численности законодательных (представительных) органов, подтвержденные международной практикой, а не приводить представительство к московским показателям, как это уже прозвучало из уст некоторых руководителей регионов.

Мы надеемся, что Ваш призыв навести порядок с досрочным голосованием, не приведет к его экстренной отмене. В настоящее время такая мера была бы не только преждевременной, но и антиконституционной. Она фактически лишила бы конституционного права избирать большое число избирателей на муниципальных выборах, не находящихся в день голосования в пределах достижимости своего избирательного участка (на региональных выборах эта проблема уже стоит достаточно остро). Хотя досрочное голосование в некоторых случаях действительно используется для фальсификаций и его действительно трудно контролировать, но связано это в первую очередь с прямым нарушением уже существующих норм закона: принуждением к голосованию, нарушением прав наблюдателей и членов избирательных комиссий на ознакомление с документами, игнорированием правила об отдельном подсчете голосов досрочного голосования. Отмена досрочного голосования возможна в том случае, если избирателям будет предоставлена возможность удаленного голосования с соблюдением декларированных принципов российских выборов.

Внедрение технических средств голосования можно только приветствовать. Однако такое внедрение должно сопровождаться одновременной тщательной законодательной регламентацией использования технических средств. В частности, должны быть гарантированы возможности общественного контроля подсчета голосов, который при использовании технических средств приобретает принципиально другой характер. До настоящего времени нет даже намеков на стремление законодателя обеспечить такой контроль. Более того, процесс внедрения технических средств, осуществлявшийся до сих пор, показывает, что оно проходит без достаточной законодательной поддержки, а также при явно избыточном расходовании бюджетных средств.

В целом нынешние проблемы российской избирательной системы связаны не с недостаточной регламентированностью тех или иных избирательных процедур, а с их несоблюдением, которое в свою очередь провоцируется чрезмерной зависимостью правоприменительных и правоохранительных органов от исполнительной власти, а также постоянным сужением круга субъектов избирательного процесса.

Граждане Российской Федерации:

Бузин А.Ю., кандидат юридических наук,

председатель Межрегионального объединения избирателей,

Голосов Г.В., доктор политических наук,

директор Межрегиональной электоральной сети поддержки,

Кынев А.В., кандидат политических наук,

Любарев А.Е., кандидат юридических наук
17.11.2009

Письмо опубликовано на сайте Межрегионального Объединения Избирателей Votas.Ru
Постоянный URL письма http://votas.ru/PismoPrezidentu.html


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Бузин А., Избирательное законодательство и сбоку бантик…

 Демократия.Ру: Любарев А., Сколько можно измываться над избирательным законодательством?

 Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор

 Демократия.Ру: Бузин А., Испытание выборами (новое избирательное законодательство и избирательная практика)

 Демократия.Ру: Кынев А., Диспропорции российской пропорциональности




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта