Демократия.Ру




Когда бы ни пришлось мне умереть, я хочу, чтобы люди, знавшие меня лучше других, сказали, что я всегда выпалывал чертополох и выращивал цветы везде, где, по моему разумению, цветы могли расти. Авраам Линкольн (1809-1865), шестнадцатый президент США


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 00:44

Обновлено: 13.08.2010  Версия для печати

Пожар амбиций

Вражина А.

Примерно раз в пять лет Владимир Путин лично садится за штурвал самолета. В 2000 году (в качестве исполняющего обязанности президента) он на истребителе Су-27 прилетел в Чечню, где тогда в разгаре была вторая чеченская война. В 2005-м во время летно-тактических учений он (в качестве президента на втором сроке) летал на стратегическом бомбардировщике Ту-160 "Павел Таран", который разбомбил дом культуры заброшенного поселка Хальмер-Ю под Воркутой (на гашетку нажал, говорят, лично Путин). В 2010-м он (уже в ранге премьер-министра), сел за штурвал пожарного самолета Бе-200 и потушил два очага лесных пожаров в Рязанской области.

Каждым из этих полетов Путин как бы говорил нам нечто. Полет на Су-27 в 2000-м призван был подчеркнуть мужественный имидж новоявленного преемника президента Бориса Ельцина и убедить россиян в том, что этот суровый человек справится с "пожаром на Кавказе". Что из этого вышло - все знают. В 2005-м полет на Ту-160 призван был проиллюстрировать "вставание России с колен" (выражение более позднее, но по духу вполне применимое к середине 00-х годов), что было подтверждено два года спустя возобновлением регулярных полетов стратегической авиации в отдаленных регионах.

Что Путин как бы говорит нам своим полетом на Бе-200 в 2010-м - тоже, в общем, расшифровать нетрудно. Дескать, вот он я - ваша надежда и опора: я и пожары потушу, и виновников накажу, и вам всем помогу - и словом, и деньгами. Ну как в Пикалево было.

Каждый из этих полетов, должным образом "упакованный" в теленовости, вероятно, вызывал у миллионов "дорогих россиян" воодушевление: "Конец террористам!", "Пусть теперь америкосы боятся наших "тушек"!", "Справимся с пожарами!". Находились, конечно, и такие, кто гадливо морщился: "Показуха! Пиарится!".

Ну погодите, почему сразу "пиарится"? Может, искренне верит в действенность такой "психологической терапии"? Верит, что вызывает этими своими демонстративными полетами приливы гордости и надежды в людях, задавленных унижениями и безысходностью? И в то, что взбодренные люди сейчас как "эх, ухнут!" - и "эх, зеленая, сама пойдет"?

Впрочем, понять, что там себе думает Путин, во что он там верит - дело бесперспективное. Как бы там ни было, на неуместность подобных пиар-акций было указано уже не раз и не два. Еще незабвенный блогер top-lap указывал на то, что нынешние лесные пожары переросли в уже в национальную катастрофу во многом "потому, что п****ц". Бог с ней, с рындой, но отсутствие пожарных машин и пожарных прудов, недостача ведер и лопат - следствие плохой работы властей. Не столько даже во время самих пожаров, а главным образом в предшествующие годы.

Про то, что новый Лесной кодекс на административном уровне разрушает систему тушения пожаров, трубили еще в 2004 году. Этот кодекс подписан президентом России 4 декабря 2006 года без правок, которых требовали многие эксперты и представители региональных властей. Напомнить, как звали этого президента?

Летом 2010 года россиянам пришлось убедиться в точности оценок экспертов, протестовавших против Лесного кодекса и шесть, и четыре года назад. Но никто даже не извинился перед гражданами за то, что продавил тогда этот документ. Извинениями, конечно, пожар не потушишь, новый дом из них не построишь. Но меня, например, такой жест воодушевил бы куда больше, чем красочный полет на Бе-200.

Эта пиар-акция была тем более недопустима, что, по всей вероятности, была прямым нарушением закона. А именно - пункта 4 статьи 11.5 Кодекса об административных правонарушениях ("управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им"). На это обратил внимание, в частности, ЖЖ-юзер viking_nord. "Летных прав" Путин, насколько известно, не имеет. Алексей Навальный, известный своей неутомимостью в юридической борьбе с бюрократами и "эффективными менеджерами", уже высказался за то, чтобы "озадачить транспортную прокуратуру РФ расследованием этого возмутительного инцидента".

Кроме того, Навальный заметил: "Будем надеяться, что ВВП не увлечется хирургией и не начнет завтра, под вспышки фотокамер, делать операции на сердце". На форуме sukhoi.ru один из пользователей выдвинул альтернативное предложение (орфография и пунктуация оригинала): "Вообще неплохо было бы увидеть другую картину - как второй пилот бешки усаживается в премьерское кресло... и после "блиц-инструктажа" от Медведева проводит очередное заседание правительства. И заголовки типа 'Пилот Иванов посадил двух заворовавшихся министров из кресла премьера'".

Неуклюжесть пиар-полета усугубила опечатка в информационном сообщении о нем, написанном, по всей вероятности, пресс-службой премьера и растиражированном информагентствами и сайтом "Единой России". Нам в "Ленте", конечно, не пристало стыдить кого бы то ни было опечатками. Мы и сами умеем опечататься с большим смыслом. Но чтобы вот так взять и усадить Путина за штурвал "самолета-амбиции"... Как тут не вспомнить замечание Сергея Довлатова: "В советских газетах только опечатки правдивы. "Гавнокомандующий". "Большевистская каторга" (вместо "когорта"). "Коммунисты осуждают решение партии" (вместо - "обсуждают"). И так далее".

Полет в Грозный на Су-27 в 2000 году в качестве воинственного жеста был, может, и уместен: как-никак, Путин летел на войну. Полет на Ту-160 в 2005-м был, в общем, вполне невинен. Нынешний полет на Бе-200 и другие пиар-акции, связанные с пожарами, ни уместными, ни невинными не назовешь. И это не говоря о "мутности" этих акций, в особенности затянувшейся истории с рындой. В ней фигурируют уже и жалоба в милицию на блогера top_lap (Александра Почкова или Почкина) за клевету на главу Калязинского района Тверской области, и подозрения, что это все вообще было с самого начала подстроено, а top_lap - сотрудник правительства Москвы.

Очень бы не хотелось, чтобы после этой катастрофы в памяти остались только рында да полет Путина на "самолете-амбиции". Очень бы хотелось, чтобы из нее были извлечены хоть какие-то уроки. Не только в смысле тушения пожаров, а в гораздо более широком смысле. Чтобы, например, законы у нас в стране принимались хоть с какой-то оглядкой на мнения экспертов. И чтобы государственные пиарщики хоть чуть-чуть соотносили очередные рынды и полеты с окружающей действительностью.


Анна Вражина
13.08.2010

Статья опубликована на сайте Лента.Ру
Постоянный URL статьи http://www.lenta.ru/columns/2010/08/13/fires/


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Колесников А., Может, хватит заливать?

 Демократия.Ру: Геворкян Н., За штурвалом дилетант

 Демократия.Ру: Наливайко Н., Рында обратного действия

 Демократия.Ру: Орешкин Д., Путин как Онегин

 Демократия.Ру: Хоц А., Страна победившего симулякра

 Демократия.Ру: Рябов А., Смог казенного оптимизма

 Демократия.Ру: Бовт Г., По ком звонит рында

 Демократия.Ру: Латынина Ю., Великие инки Кремля. Когда-то главы регионов уже развалили одну империю...

 Демократия.Ру: Фирсов А., Позволяет ли современная наука об управлении называть Сталина, Медведева и Путина эффективными менеджерами




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта