Демократия.Ру




Коней на переправе не меняют, а ослов можно и нужно менять. Александр Лебедь


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.08.2019, понедельник. Московское время 19:21

Обновлено: 25.08.2010  Версия для печати

Закон о полицейском государстве

Фирсов А.

«Нельзя в целях борьбы с беззаконием беззаконие же узаконивать»

Равные и не равные отношения

«Ты меня уважаешь, я тебя уважаю - Мы с тобой уважаемые люди!» А.Райкин в миниатюре М.Жванецкого

Начну издалека.

Отношения двух субъектов могут быть как равные: «ты меня уважаешь, я тебя уважаю», или наоборот, но тоже равные «ты меня не уважаешь, я тебя не уважаю».

Отношения могут быть и не равные: «Ты начальник – я дурак», «Я начальник – ты дурак», или «Я тебя не уважаю, ты меня уважаешь», или наоборот «Я тебя уважаю, ты меня не уважаешь».

Не равные отношения не могут быть отношениями партнерства или доверия, поскольку они не равные.

Если это понятно, то понять дальнейшее труда не составит.


Движение вперед (прогресс) и движение назад (регресс)

«Не так важно, в каком месте дороги мы находимся, гораздо важнее – в каком направлении мы движемся» Л.Н.Толстой

Посмотрим с точки зрения Льва Толстого на предлагаемый нам для обсуждения «Закон о полиции». Ни для кого не секрет, что сейчас отношения между российской милицией и гражданами не являются партнерскими или равными. Соответственно отсутствует доверие как со стороны граждан по отношению к милиции, так и со стороны милиции по отношению к гражданам. Милиция, пользуясь имеющейся силой и правами, регулярно обирает граждан. Граждане относятся к милиционерам как к взяточникам, одетым в специальную форму для отличия от других граждан.

«Милиция уже фактически является полицейской организацией», - Заявил зам. министра внутренних дел РФ Сергей Булавин


Посмотрим внимательно, что отличает российскую милицию от полиции других стран, и почему существуют основания называть наше государство «полицейским государством».


Основные черты полицейского государства

Полицейским государством считается такое общественное устройство, при котором власть всеми возможными методами (в основном, с помощью грубой полицейской силы) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан, инакомыслие, диссидентство и оппозицию.

С помощью органов правопорядка (чаще всего — тайной полиции) осуществляются преследования и репрессии, выходящие за рамки законных полномочий данных органов.

Отличительными чертами полицейского государства являются следующие:

- отсутствует разделение властей (законы пишутся органами исполнительной власти, эти органы сами трактуют законодательство, сами занимаются поиском нарушителей, сами или на месте выносят приговор или выносят его через послушные суды, и сами следят за исполнением наказания);

- отсутствует структурированность закона сверху вниз (главным законом является не Конституция, а, чаще всего, устные, распоряжения и указания представителя власти на месте);

- при возникновении конфликта между гражданином и представителем полиции, на практике превалирующей оказывается точка зрения полиции, (я начальник – ты дурак);

- полиция имеет гораздо больше прав, по отношению к гражданину, чем обязанностей;

- полицейский имеет возможность безнаказанно, иногда просто так, ударить гражданина чем-то опасным и тяжелым, даже если тот невиновен, а гражданин практически не имеет возможности применить силу против полицейского, даже если тот виновен и откровенно преступает закон;

- психологически полицейский считает себя выше граждан, которые для него являются не столько людьми, сколько мелкими зверьками, хорьками;

- полицейские на всех уровнях назначаются сверху, и отвечают только перед тем, кто их назначил, и тем, кто предоставляет максимум материальных благ;

- любые действия и требования полицейского считаются законными, за исключением тех, преступность которых, во-первых, очевидна, во-вторых, привлекла внимание общественности, в-третьих, возмущение общественности которыми может привести к политическим последствиям.


Наоборот, отличительными чертами не полицейского (демократического государства), являются:

- четкое разделение властей (полиция не имеет права разрабатывать законы, издавать подзаконные акты, трактовать закон),

- законы четко структурированы,

- права полицейских не составляют основного объема закона о полиции, у полицейских есть четкие (закрытый список) функции и задачи, прописанные в законе, и за их пределы полиция не имеет права выходить; соответственно, полицейский не имеет возможности безнаказанно ударить гражданина,

- полицейский является слугой общества и граждан (налогоплательщиков),

- только те действия и требования, полицейского считаются законными, которые попадают под закрытый список законных действий полиции.

Закон о Милиции и Конституция

«Авторитаризм – это пренебрежение законами. А демократия – это исполнение законов. Потому что в законе выражается воля населения страны».
Владимир Путин, 26 декабря 2000г.

Все просто. Дело только за малым - написать соответствующие законы.

В России у власти находятся два человека, каждый из которых считается юристом, и, как минимум, один раз держал в руках Конституцию России - когда произносил президентскую присягу. Каждый из них хотя бы краем уха слышал, что Президент России является гарантом Конституции. Каждый из них, по крайней мере в школе, должен был слышать, что в России есть Конституция, которая является основным законом, и которую надо соблюдать.

Если ни один из Гарантов Конституции (бывший и нынешний) никогда не читали Конституции России, то у них есть масса помощников, в обязанности которых входит подготовка документов, выставляемых от их имени для обсуждения. Трудно поверить, что ни один из них не заметил, что вносимый документ в части прав полиции усиливает права полиции и прямо противоречит положениям Конституции:

Конституция РФ. Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.


Конституция РФ. Статья 55

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.


Раньше милиция, пользуясь собственными инструкциями и письмами, всячески пыталась нарушать статью 25 Конституции под тем или иным предлогом (чаще всего, пользуясь подписью дежурного прокурора). Сейчас нам предлагается заодно с переименованием милиции узаконить федеральным законом право милиции проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц без заведения уголовного дела или постановления суда или прокурора. Раньше федерального закона, разрешающего проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, не было. Теперь будет.


Основные особенности предлагаемого для обсуждения закона

1. Закон подготовлен МВД. Он ни в чем не ущемляет прав МВД.
2. По предлагаемому закону МВД берет себе массу дополнительных прав, которые раньше были хотя бы на бумаге ограничены: без постановления суда вторгаться в жилые и иные помещения и земельные участки путем взлома и причинять имущественный ущерб (ст.15).

3. В законе предлагается закрепить некоторые другие права милиции:

- Вести любые базы данных на граждан (ст.17),

- запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию, –а также персональные данные (ст.13.1.4),

- беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями (ст.13.1.5),

- требовать от организаций при наличии признаков (а определяет это сама! милиция – прим. автора) подготавливаемого (задуманного??? - прим. автора), совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности этих организаций либо проводить их самостоятельно (ст.13.1.11),

- применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принуждения, а также для реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом (ст.13.1.14);

- участвовать совместно со службой авиационной безопасности в предполетном и послеполетном досмотре членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты (ст.13.1.30),

- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну (ст.13.1.32),

- использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации (ст.13.1.40),

пользоваться беспрепятственно, на безвозмездной основе в служебных целях (а с какой целью пользуется – определяет сама милиция- прим. автора) средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам; (ст.13.1.41).

При этом пункт 3 той же статьи 13:

"3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел."

Т.е. самим Министерством Внутренних Дел.

Взамен МВД позволяет себе незначительные самоограничения:

- не допускать без необходимости причинения имущественного ущерба,

- запрет бить дубинкой по голове, между ног и несколько раз в одно место,

- обещает тщательный отбор сотрудников.


Несколько комментариев по предлагаемым изменениям

Устроился официант работать в милицию, через некоторое время у него спрашивают - как работа новая. Официант отвечает:
- Работа неплохая, и чаевые есть, но что больше всего нравится: клиент всегда неправ!
Анекдот.Ру


1. Закон усиливает права милиции (и без того необычайно широкие) по сравнению с существующим положением и ослабляет права граждан.

2. Закон значительно увеличивает число граждан, которые могут быть подвергнуты беззаконному обращению со стороны милиционеров/полицаев, без какой либо ответственности. Сейчас милиционер может остановить любую машину, движущуюся со скоростью потока, но быстрее установленного милицией знака ограничения скорости. И может остановить любого (приезжего) для проверки документов. К этому праву прибавляется право задержать на 1 час любого гражданина без обязательного объяснения причины задержания. Такое «изменение» закона дорогого стоит, поскольку в дальнейшем позволяет легко расширить лазейку для беззакония в полное беззаконие. Например, появляется возможность включение «карусели»: гражданин задерживается милицией и держится милицией неограниченный долго. Все попытки остановить беззаконие натыкаются на объяснение, что этого гражданина задержала не милиция на несколько суток, а в соответствии с новым законом за прошедшие сутки несколько раз без объяснения причин «для реализации других прав, предоставленных полиции» задержал тот или другой милиционер. И если раньше задержание граждан без уважительной причины считалось беззаконием, то теперь задержание превращается в такую же законную операцию, как проверка документов.

Такая «поправка» в закон значительно увеличивает возможности для коррупции со стороны милиционеров. Если сейчас милиционеры в основном «шакалят» вокруг мелких торговцев и приезжих для того, чтобы получить с них 1000 рублей за отсутствие регистрации или разрешения на торговлю, то теперь милиционеры смогут шантажировать практически всех граждан, спешащих на работу, в командировку, отпуск, или вообще куда-либо. Можно ожидать появление патрулей на вокзалах и аэропортах, занимающихся высматриванием спешащих и хорошо одетых граждан с целью шантажа задержанием на один час. В десятки раз возрастут нелегальные доходы работников ДПС, если к их праву проверить документы у водителя автомобиля прибавится право на час задержать водителя автомобиля под предлогом «реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом».

3. Милиционер получает право запрашивать и получать у организаций и частных лиц любую информацию, включая информацию, составляющую налоговую тайну, или приходить с проверкой в любую организацию. По новому закону уже не требуется возбуждение уголовного дела. Тем самым узаконивается право милиции безнаказанно и без решений судов и прокуроров мешать работе любой организации. Обязательность соблюдения процедур уже не требуется. Достаточно сослаться на пункт 11, статьи 13, согласно которому, для наезда на организацию достаточно того, чтобы милиция видела (теперь «особо видеть» будут не только художники, но и милиционеры) в работе организации, выражении лица сотрудников организации, названии организации, расположении мебели в организации, финансовом положении организации (нужное - подчеркнуть), признаки подготавливаемого (читай – задуманного) преступления. И такое поведение теперь становится официальным основным видом деятельности милиции и получает название «профилактика преступлений»

«Одним из основных направлений законопроекта будет профилактика преступлений». – Заявил зам. министра внутренних дел РФ Сергей Булавин

Закон возвращает страну к той профилактике преступлений, которой занимались органы НКВД в сталинское время, когда людей без суда и следствия расстреливали не за конкретные преступления, а только потому, что органы НКВД имели право самостоятельно без санкции суда или прокурора усматривать «признаки подготавливаемого преступления».

4. Милиция в соответствии со ст.13.1.41 получает право беспрепятственно и безвозмездно звонить с мобильного любого гражданина кому угодно и в любую точку мира или выходить в интернет с компьютера любой организации и на любой объем трафика, если только она (милиция) заявляет, что делает это «в служебных целях». Новый закон позволяет это делать. А слово «беспрепятственно» запрещает гражданам или организациям чинить таким «беспрепятственным и безвозмездным» действиям, какие бы то ни было препятствия.

5. По новому закону милиция получает право безнаказанно задержать любого гражданина, и в течение часа проникнуть в его жилище для оставления там любых улик (наркотики, оружие, орудия преступления). Таким образом, объектом для коррупции и шантажа на огромные суммы становится практически любой гражданин страны. При этом ставить в известность прокурора необходимо только в том случае, если кто-то был в доме и оказывал сопротивление.

6. Статья 13.1.40 фактически ставит средства массовой информации в непосредственное и бесплатное подчинение органам милиции, поскольку выражение «использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации» может иметь самое разное толкование, а толкование закона, как сказано в пункте 3 статьи 13, МВД возлагает на себя.


Немного истории

Милиция изначально создавалась для контроля над территорией, где были уничтожены все институты власти. Это было во время гражданской войны, хотя многие институты власти перестали работать задолго до этого. И смысл ее существования - в наличии военизированных подразделений (милиция - это как раз и означает "вооруженные формирования") по всей стране, поскольку иных органов власти не существует, а нужно как-то удерживать население.

Потом кто-то в Кремле решил оставить милицию и после гражданской войны, вдруг пригодится. Для обоснования этой затеи нужна была внутренняя нестабильность, эсеры-заговорщики, подполье, контрабандисты, нэпманы озверевшие, десятки тысяч беспризорников и всякие гопники, которые были выпущены из тюрем. С тех пор в России так и осталось - есть определенные люди, которые вооружены и почти не подчиняются законам. Количество их всегда было засекречено, и узнать точное число сотрудников МВД по любой области ни у кого не получится.

В настоящий момент сложилась такая милиция, которая формально (на бумаге) контролируется из центра. Но, поскольку люди на местах обрастают связями... квартирами, детей в детсадик-университет надо пристраивать... брата на теплое место… получается, что фактически милиция используется местными органами исполнительной власти в своих интересах, часто полукриминальных или криминальных.

Формально российская милиция подчиняется Москве и отчитывается перед ней. Одновременно она получая финансирование и материальные блага из местного бюджета.

Это ведет к парадоксальной ситуации, когда формально высшее милицейское начальство сидит в Москве и может даже заявлять о своей приверженности законности, правопорядку и Конституции, а на месте милиционер выполняет чаще всего не совсем законные и в большинстве своем устные распоряжения и указания местного милицейского начальника и местной законной или уголовной власти. Мы имеем сильное но незаконное (по понятиям) подчинение милиции местной власти или местным авторитетам, и слабое (формальное) подчинение милиции центральной власти.

В странах с невизантийской политической системой полиция подчинена местной исполнительной власти, при этом контролируется судебной и законодательной; глава полиции назначается мэром города и отвечает за все головой. Если кто-то из его подчиненных что-то отмочит – начнет расстреливать хорьков в универсаме, давить их на остановках, будучи уволенным как раз вчера, и т.п. – то ответственный увольняется без содержания в тот же день, а преступника никто не стремится отмазывать!

Финансирование выделяется мэром с одобрения законодательного совета штата, департамента, города, деревни, и т.д. В федеральных государствах реальное самоуправление приводит к тому, что у полиции в каждом городе разная форма и разная окраска машин... поскольку нет единого начальства. Поэтому мы слышим фразы в американских фильмах: "Это не моя юрисдикция" - просто перевод неправильный. Полицейский хотел сказать, что его полномочия на эту территорию не распространяются, поскольку там есть собственная полиция. Действия за пределами юрисдикции (штата в США) являются незаконными, ни одно доказательство, полученное с нарушением закона, не будет признано в суде(!). Задержанного придется выпустить и возместить ему моральный ущерб(!). Ретивые полицейские будут уволены.

Поэтому часто подозреваемые пытаются добраться до соседнего штата, а там их уже никто из соседнего штата не имеет права преследовать - по местным законам может быть то, что они совершили - вовсе и не преступление. А преступление, совершенное в чужой зоне ответственности – не является таковым в данной местности. Это как если бы кто-то торговал колбасой из свинины, а потом приехал в Саудовскую Аравию, где это является страшным преступлением. И ничего не происходит!

Дорожными знаками и дорожной разметкой в США и странах Европы занимаются муниципальные службы. Соответственно, знаки и разметка сделаны так, чтобы это было максимально удобно гражданам для движения, а не полиции для сбора штрафов (точнее взяток).


Что происходило последние годы в России в отношениях милиции и общества?

В конце 2009 года Фонд «Общественный вердикт» предложил реформировать МВД и выдвинул собственную концепцию реформы МВД. В ней предлагалось внести значительные изменения в деятельность МВД.

Эти предложения были почти полностью отвергнуты структурами МВД как «непрофессиональные», как меры, из за которых «система рухнет», как предложения, с которыми «не справятся», как меры, которые «могут требовать только дилетанты, далекие от понимания того, как работает милиция».

В начале 2010 года оппозиция в лице сопредседателей движения «Солидарность» Ильи Яшина и Владимира Милова предложила свою концепцию реформы МВД. В качестве основы были взяты законы о полиции США и стран Европы. Основной идеей концепции является контроль над милицией со стороны общества. Одновременно было предложено переименовать милицию в полицию.

В ответ на старания правозащитников и оппозиции Министерство Внутренних дел в срочном порядке решило предложить свое видение реформы МВД, во главу угла поставив не максимальный контроль милиции со стороны общества, а максимальный контроль всех и всего со стороны милиции. При этом из предложений оппозиции была взята идея переименования, при этом милицейский произвол в законе не ослаблен, а усилен, а само обсуждение было взято отдельными лицами МВД под свой частный контроль.


Как следует обсуждать реформу милиции

«Солидарностью» и «Общественным вердиктом» предлагалось, что их проекты концепции будет обсуждаться, и будут вноситься предложения как от общества, так и от милиционеров. И в результате обсуждения будет создан общественный проект, который позволит обществу реформировать милицию в своих интересах. МВД решило перехватить инициативу. Министерство создало свой проект закона о милиции так, как оно видит собственное реформирование.

В результате обсуждение получило ряд недостатков:

- Была полностью отброшена идея обсудить сначала концепцию, а потом уже перейти к созданию и обсуждению закона,

- В качестве основы рассматривается готовый закон, который предложило МВД,

- Формат обсуждения таков, что обсуждать можно только отдельные статьи предлагаемого закона, но не его структуру, или, тем более, концепцию,

- Вопрос о том, публиковать или не публиковать комментарий к конкретной статье, решает доверенное анонимное лицо от руководства МВД (владельцем и редактором сайта является человек с именем «Private Person», с несуществующим контактным телефоном « +7 499 654891».

- Вопрос о том, рассматривать или не рассматривать опубликованный критический комментарий к статье, решает МВД,

- Вопрос о том, как учитывать критический комментарий – изменять статью или нет, решает МВД,

- Вопрос о том, как переформулировать статью предлагаемого закона, решает МВД.

Милицейское начальство уже настолько перепутала "свою шерсть с государственной", что позволяет себе за частный счет и от имени частного лица манипулировать обсуждением государственных законов.

В этих условиях обсуждение закона становится полностью подконтрольно МВД и не позволяет обществу разрешить те конфликты и противоречия, которые сложились между обществом и милицией. В частности, полное неуважение общества со стороны милиции.

Получается видимость реформы МВД в рамках того, что позволит МВД, и в том виде, как позволит МВД.

Прошло уже две тысячи лет, как древние римляне осознали важный принцип, что нельзя поручать создание, обсуждение, редактирование, внесение поправок и исполнение закона одним и тем же людям. Но Россия в законотворчестве отстала даже от дохристианских римлянов.
Римляне назвали этот простой принцип как «разделение властей». К сожалению, российская власть старательно и усердно наступает на старые грабли, несмотря на то, что руководители России считают себя юристами.
«Я периодически смотрю комментарии, значительная часть из них критические, и это нормально». – Пока это все, что извлек из обсуждения проекта закона Д.А.Медведев.


Парадокс российской власти

Власть в России все меньше и меньше уважает тот народ, которым правит. А часто и вовсе не имеет никакого уважения к народу, которым взялась управлять, и только в интересах которого формально и должна работать.

Происходит трансформация сознания властных структур. У представителя власти, проработавшего во власти несколько лет, часто происходит смещение акцентов. Сначала чиновник начинает подсознательно ассоциировать свои интересы и интересы общества (я – представитель общества, поэтому все, что выгодно для меня, выгодно и для общества, поскольку я являюсь представителем общества). Потом про общество вообще забывается, и человек начинает считать, что все, что выгодно для него – это и есть выгода для общества. Ничего человеческое человеку не чуждо! Гитлер, уничтожая значительную часть немецкой нации, полагал, что все это он делает в интересах немецкой нации. Эффективный менеджер Сталин, загоняя народ в лагеря, полагал, что все это он делает для повышения силы государства, которое потом сможет с еще большей эффективностью работать на благо народа. Так Путин, строя вертикаль и ущемляя интересы собственных граждан, полагает, что он это делает для того, чтобы потом, когда интересы народа не будут мешать ему, иметь возможность начать действовать в интересах народа.

Эти действия напоминают действия сумасшедшего, который полагает, что съев собственные руки и ноги, он станет сильнее, и тогда сможет действовать гораздо лучше и эффективнее.

Подобная психология проявляется в поощрении государством нещадного вывоза на экспорт невосполняемых природных ресурсов.


Что должно быть прописано в законе о милиции/полиции

Если целью реформы милиции является укрепление взаимного доверия между гражданами и милицией, то новый закон должен быть нацелен на установление партнерских взаимоотношений между милицией и гражданами.
Милиция должна получить легальную подчиненность местной власти вместо нелегальной.

Милиция должна перестать заниматься законотворчеством или трактовкой закона (включая установку дорожных знаков и дорожной разметки).

Милиция должна стать на равных с гражданами (перейти в партнерские отношения). Так, по крайней мере, говорят милицейские начальники:
«Между полицией и обществом должна установиться партнерская модель взаимоотношения», - заявил зам. министра внутренних дел РФ Сергей Булавин


Партнерские отношения гражданин – милиция

Партнерские отношения, или даже подчиненные отношения между гражданами и милицией (милиция – слуги народа, а не народ – слуги милиции) можно установить только тогда, когда каждый абзац закона о милиции будет пронизан мыслью:

Конституция РФ. Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Иными словами, когда из каждого абзаца закона будет понятно, что:
Гражданин – налогоплательщик, и хозяин в государстве, а милиционер – это слуга общества.

В правовом государстве, в котором работает Конституция или хотя бы статья 2 Конституции, закон должен быть написан иначе.

Попробую произнести кощунственные мысли, которые в России не только реализовать, но даже помыслить сложно.

Если мы рассматриваем чиновников как слуг общества, то закон об исполнительной власти (и милиции в частности) должен описывать не только те условия, когда милиционер может на час задержать любого гражданина, или войти со взломом в дом к любому гражданину, но и описывать те условия, когда гражданин на срок до одного часа может привлечь милиционера на пользу общества (например, уборку мусора, тушение пожара, заботу о ребенке, оказание медицинской помощи и т.п.).

Ведь, у народа с милицией не просто партнерские отношения, но милиция находится на службе народа.

Когда закон описывает не только и не столько то, как милиция без законных процедур проникает в дом граждан, а как гражданин может при необходимости и в общественно-полезных целях использовать помещении милиции.

Ведь, у народа с милицией не просто партнерские отношения, но милиция находится на службе народа.

Когда закон описывает не только то, как милиция может «беспрепятственно на безвозмездной основе» использовать имущество граждан и организаций, но и то, как гражданин или организации имеют право «беспрепятственно на безвозмездной основе» в общественно-полезных целях воспользоваться имуществом, информацией, связью милиции (вертолетом, автомобилем, базой данных, средствами связи милиции и т.п.).

Ведь, у народа с милицией не просто партнерские отношения, но милиция находится на службе народа.

Когда закон описывает не только то, как милиция может получать любую информацию от граждан и организаций, но и граждане и организации имеют право беспрепятственно и на безвозмездной основе получать от органов милиции (а заодно из любых других органов!!!) необходимую ему информацию или право самостоятельно на месте знакомиться с документами, знакомство с которыми им важно для общественно-полезных целей.

Ведь, у народа с милицией не просто партнерские отношения, но милиция находится на службе народа.


Кто кого может бить

- «Что является более противозаконным - прохождение граждан России в День флага России с флагом России или требование милиционера к ним "Предъявите письменное разрешение мэрии на шествие! Разойдитесь!"»,

- «Могут ли требования или действия милиционера вообще быть противозаконны, и если да, то что делать в этом случае гражданам?»,

- «С какого момента женщина имеет право ударить милиционера, если он ее сначала изнасиловал, а потом убивает?»,

- «Возможен ли в стране случай, когда действиями милиционера гражданину нанесен материальный, физический или моральный ущерб/вред, а гражданин не получил с государства достойной компенсации?»,
.

- Вот несколько концептуальных вопросов, которые надо решить, прежде чем обсуждать конкретные статьи закона.


Новый закон закрепляет право милиционеров избивать граждан, ограничивая при этом места, по которым граждан можно бить:

1) Запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место; (ст. 22.2.1)

Боюсь, что за таким «демократическим» предложением скрывается не забота о гражданах. За таким положением закона скрывается забота о собственной шкуре, поскольку гражданин, получивший удар дубинкой по голове или избитый по «старым правилам», приходит в суд с явными свидетельствами сотрясения мозга, или инвалидности и получает реальный шанс выиграть дело.

В отечественном двухсерийном фильме «Сыщик» 1979 г. режиссера В.Фомина есть эпизод, когда бандит при задержании убивает ножом милиционера. Другой милиционер, участвовавший в задержании, пытается ударить арестованного бандита со словами: «Это ты его ножичком?». На что бандит заявляет: "Знаешь, какая между нами разница? Я тебе могу в морду - а ты мне нет". Милиционер замахивается ударить бандита, но стоящий сзади полковник сдерживает его руку со словами: "Он прав, сержант".

В этом сказочном эпизоде случайно проскальзывает то отношение, которое в правовом государстве должно быть частью концепции закона о милиции: «Милиционер не может бить гражданина, даже если тот преступник», «Милиционер в своих действиях или требованиях может быть не прав».

Если мы хотим реформы милиции и законодательства о милиции, и партнерских отношений, то в законе следует перечислить не только те случаи, когда милиционер имеет право ударить человека, представляющего непосредственную угрозу окружающим и обществу, но и те случаи, когда гражданин имеет полное право оказать сопротивление сотруднику милиции, явно нарушающему закон и общественный порядок включая физическое насилие, причинение физического ущерба или убийство.


Еще раз о том, куда мы движемся

"Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа:
Что же будет с Родиной и с нами?"
Юрий Шевчук, музыкант


В предлагаемой «реформе» милиции, как в капле воды отразилось то, что происходит в обществе. А именно – отдаление/отделение власти от общества. Власть полагает: «Вот сейчас, еще немного закрутим гайки, получим еще больше возможностей ущемлять общество. Это даст нам силу и могущество. Получив силу и могущество, можно будет заставить общество еще активнее работать на государство. А сильному и богатому государству уже потом будет легче работать на общество».

Но вот это «уже потом» напрочь уходит как уходит в светлое будущее коммунизм. А власть просто тупо закручивает гайки.

Горят леса – запретим въезд в леса. Граждане тонут в водоемах – запретим купание в водемах. Граждане гибнут в авариях – усилим поборы с автошкол. Граждане все меньше ходят на выборы – попробуем ввести обязательное голосование. Граждане голосуют «Против всех» - уберем эту графу из избирательных бюллетеней. Граждане перекрывают железные дороги – усилим наказание за создание препятствий железнодорожному транспорту. Граждане пытаются протестовать против ухудшения условий труда и проживания – введем дополнительные меры против экстремизма и «несогласованных» митингов. Граждане не пропускают машины с мигалками – усилим ответственность граждан и водителей. Граждане не выполняют требования милиционеров и работников ФСБ – ужесточим наказание за создание помех органам власти и неповиновение органам ФСБ. И т.д.

Вот как газета Коммерсант описывает мнение Дмитрия Медведева о концепции закона:
В проекте закона "сознательно применена федеральная модель". Ведь чтобы что-то изменить, сначала надо службу в МВД "сделать более современной, финансово обеспеченной". А этого, уверен президент, "можно достичь за пять—десять лет". И уже затем "часть полномочий можно будет вернуть в регионы". Но "прежде чем к этой модели перейти, нужно укрепить, собрать саму систему".

Все это Россия не раз проходила в прошлом. Когда Столыпин, ссылаясь на необходимость усиления царской власти, «временно на пять-десять лет» вводил виселицы в России. Когда Ленин, ссылаясь на необходимость диктатуры пролетариата, «временно на пять-десять лет» давал ЧК право расстреливать без суда и следствия. Когда Гитлер, ссылаясь на противодействие евреев и стран Антанты, «временно на пять-десять лет» вводил жесткие меры. Когда Сталин, ссылаясь на усиление классовой борьбы, «временно на пять-десять лет» увеличивал и без того огромные права органов НКВД.

Суть таких "благих намерений" одна:

Средство подменяет цель - власть делает общество слабее, но становится немного сильнее за счет общества, и этот процесс начинает подменять основную цель – необходимость делать сильнее общество.

Власть все большее презирает собственный народ, боится его и не понимает.

А народ видит этот процесс и все меньше понимает власть.

Народ не понимает власть, власть не понимает народ. Народ не верит власти, власть не верит народу. Процесс взаимного отдаления идет все сильнее.

И одна часть государства все больше отдаляется от другой. Идет незаметное для обычного человека отделение. Попытка остановить этот процесс, записав в Конституцию, что не могут приниматься законы, ухудшающие положение общества, не проходит. Процесс идет незаметно и постоянно. И в этом есть проблема. Поскольку ухудшение властью положения народа – это медленный но верный путь или к революционной смене власти или к развалу государства.

И новый закон о милиции/полиции – еще один клин, вбиваемый в основы государства, поскольку не предлагает положительных сдвигов, а, наоборот, легализует существующее беззаконие, называемое в народе «ментовским беспределом», и усиливает его возможности.


Заключение

За новым полицейским законом не просматривается ничего, кроме попытки милицейских генералов усилить свою власть и получить новые рычаги для расширения своих коррупционных возможностей.

В частности, усилить свою долю на рынке нелегальных услуг (крышевание, охрана, сбор экономической информации, рэкет, рейдерство, проституция, торговля оружием и наркотиками). На этом рынке милиция сильно потеснила бандитов, но в свою очередь вскоре была потеснена людьми из ФСБ, ГРУ, администрации президента, налоговой инспекции и прокуратуры.

«Могу пообещать, что высказанные мнения не будут «похоронены» в папках – ни в столах, ни в компьютерах». – заявил бывший министр внутренних дел и спикер Государственной Думы Борис Грызлов.

Не надо быть очень проницательным, чтобы понять глубину оговорки Бориса Грызлова и почувствовать, где, как и на какой глубине милиция хоронит тех, кто недоволен ее действиями или инициативами.

Когда люди, каждый из которых в день нарушает больше российских законов, чем средний российский гражданин в год, берутся писать закон о расширении своих правах и уменьшении обязанностей – ничего хорошего из закона получиться не может.

Георгий Сатаров в разработке нового закона увидел «безнадегу».

Я полностью согласен с Георгием Сатаровым, и хочу сказать, что пытаться рассмотреть в новом «Законе о милиции» попытку реформировать милицию и установить партнерские отношения между властью и обществом – это то же самое, что пытаться сложить из всем известных четырех букв слово «СЧАСТЬЕ».

PS. Перед приемом законов, ухудшающих положение граждан, в стране всегда происходили какие-то провокационные действия, способствовавшие принятию законов.
Могу предположить, что в период с августа по декабрь 2010г., как это обычно бывает перед принятием "драконовских" законов, нас ждет резкое увеличение конфликтов граждан с органами правопорядка и рост преступности с пиком в декабре 2010 года.


Александр Фирсов
25.08.2010


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Сатаров Г., Безнадега

 Демократия.Ру: Болтянская Н., Гарантийный срок

 Демократия.Ру: Рогов К., Правила нарушения правил (режим мягких правовых ограничений)

 Демократия.Ру: Бовт Г., Преждевременные люди

 Демократия.Ру: Орех А., Игра слов

 Демократия.Ру: Харичев И., Страна для людей

 Демократия.Ру: Фирсов А., Заметки о коррупции

 Демократия.Ру: Рябов А., Чиновник торжествует

 Демократия.Ру: Темный В., Преступность в милиции за год выросла на 16 процентов

 Демократия.Ру: Рыклин А., За что я не люблю министра Нургалиева




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019

 23.01.2019

 07.10.2018

 29.09.2018

 14.09.2018

 27.07.2018

 27.07.2018

 23.07.2018

 18.07.2018

 10.07.2018

 29.06.2018


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта