Демократия.Ру




Идеи иногда экспортируются, но куда чаще депортируются. Артур Никольский


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 20:09

Обновлено: 17.12.2010  Версия для печати

"Нужно активнее задействовать нижестоящие уровни в рамках вертикали"

Туровский Р.

Не показалось ли Вам, что прямая линия с премьер-министром - это еще одно доказательство, что страна работает только в режиме «ручного управления»?

На самом деле, с моей точки зрения, эта прямая линия воспроизводится уже апробированными технологиями ручного управления, и с точки зрения эффекта для общественного мнения, конечно, эффект положительный. Идет демонстрация внимания федеральной власти к локальным проблемам. И это подкупает, удивляет, потрясает тех, кто, соответственно, оказывается бенефициарами политики ручного управления. Но системная проблема, конечно, состоит в том, что в условиях огромной России, решить таким образом все локальные проблемы абсолютно невозможно. Следовательно, необходима все-таки дальнейшая отладка взаимоотношений между всеми тремя, а не только двумя уровнями власти. То есть, в регионах не только на уровне региональной власти, но и на уровне муниципальных образований, чтобы и потребность ручного управления снизить, поскольку я думаю, что при всех пиар-издержках это самого Путина утомляет, я надеюсь, что его утомляет ручное управление в круглосуточном режиме. Поэтому системные изменения здесь все-таки назрели. А в чем они могут проявиться и как состояться, к сожалению, здесь проблем как раз больше, чем решений, поскольку дело даже не в полномочиях региональной власти, но еще и в самом качестве управления. Поскольку в условиях властной вертикали возникают парадоксальные вещи. Несмотря на всю вертикаль, региональная власть не выполняет многие установки Центра, и после подобных прямых линий ей еще приходится напоминать и разъяснять, что именно они должны делать и как правильно это делать, чтобы какую-то локальную проблему решить. Да еще сидеть и контролировать, чтобы это действительно произошло?


Это некомпетентность региональных властей или чиновничья осторожность?

И то, и другое имеет место быть. Компетентность, с моей точки зрения, стала снижаться в последнее время, и попытки создания кадровых резервов, например, это все очень положительно, но это не решает моментально проблемы. Здесь у нас, на самом деле, некоторый провал. Именно сейчас провал в этой самой компетентности, поскольку властной вертикали нужно тоже перестраховываться, зачастую предпочитают ничего не делать, нежели проявлять инициативу. И при этом не заработали новые институты, и нет как такового кадрового резерва, потому что, конечно, на это можно рассчитывать только в долгосрочной перспективе. На региональном уровне много проблем. Путин мимоходом сказал о сращивании местных властей с криминалом. И это, конечно, усугубляется недостаточностью средств и неадекватным соотношением по реальной нагрузке, которая ложится на местную власть, поскольку подавляющая часть вопросов, которые обсуждаются во время этих всех разговоров, это, строго говоря, даже не региональная компетенция, а компетенция муниципальная. Но существует, конечно, огромная дистанция между потребностью в решении вопросов муниципальной властью и ее ресурсами, которых для этого абсолютно недостаточно. И эта ситуация безусловно может очень долго сохраняться, и можно подобными разговорами заниматься годами. Готов ли Центр делиться полномочиями и деньгами, что самое сложное, с нижестоящими уровнями власти, для того, чтобы самому себе облегчить задачу, вопрос открытый. Судя по происходящему, судя по реакции Кудрина на подобные инициативы, а они еще в Президентском Послании обозначены, оказывается, что готовности такой нет, всё уже просчитано, и не на один год вперед, и перераспределения в основном не предполагается, радикально, конечно, ничего менять не будут.

Поэтому, несмотря на все правильные разговоры о том, что экономика немного подросла, решить системно все локальные проблемы, подобные тем, которые обсуждались в ходе прямой линии, невозможно. Итогом может быть только промежуточная ситуация, когда можно немного насытить местный уровень деньгами, чтобы он сам решал вопросы, но при этом потребность в ручном управлении сохранится. И от этого, от такого принципа решения задач мы далеко уйти не сможем.


Мне кажется, был интересный момент, когда Владимир Владимирович акцентировал внимание на отдельных региональных лидерах, которые активно работают по привлечению инвестиций в регионы. То есть, я так понимаю, что федеральный Центр ждет и нуждается в инициативе регионов.

Верно. Это очень радует, и это на самом деле есть в Послании Президента. Это радует, потому что, с моей точки зрения, регионы перестали проявлять какую-то инициативу в последние годы. И это, безусловно, плохо. Наоборот очень хорошо, что, пожалуй, впервые поставлен жестко вопрос о том, что регионы должны больше внимания уделять самостоятельному поиску ресурсов и что за это их будут хвалить и поощрять. То есть, регионы должны выстраивать собственную инвестиционную политику. Это абсолютно правильная постановка вопроса. Может быть, странно, что к этому пришли столь поздно, но лучше поздно, наверное, чем никогда. И существующее недовольство работой губернаторов на социально-экономическом поприще, и последствия кризиса, это всё сподвигнуло федеральную власть к тому, чтобы это осознать полностью. Это очень здорово, потому что, по сути, это изменение подхода, и задействование региональной инициативы, при сохранении властной вертикали. При этом встает вопрос об эффективности вертикали, возникает вопрос: каковы социальные эффекты и локальные эффекты хороши ли? Получается, что нет. Если нет, значит, нужно нижестоящие уровни власти активнее задействовать в рамках вертикали, с некоторым повышением их автономии, но при этом и с намеком, как говорится, правоохранения, он так, по-моему, сказал, то есть, контроль все-таки над тем, чтобы это носило целевой характер.

Несколько раз премьер-министр подчеркивал, что граждане должны серьезно думать, выбирая. Речь идет, прежде всего, о муниципальных выборах. Граждане должны думать над тем, кому они отдают свои голоса. Не считаете ли Вы, что это попытка привлечь, вовлечь население в какие-то политические процессы, активизировать, может быть, таким образом?

Этого я как раз не почувствовал. Потому что там я почувствовал другое, это все-таки внутреннее отрицательное отношение к выборам мэров. Вот это прозвучало очень рельефно. То есть, хочется властную вертикаль довести до совершенства, чтобы она была социально значимой, вот, скорее, что хочется. И в этой логике уже, если уж сохраняются выборы мэров, то, соответственно, напомнить гражданам, что они отвечают за тех, кого выбрали, и что эти люди должны все-таки нести ответственность и перед самими гражданами, и перед вышестоящими органами. То есть, в основе все-таки идея работающей вертикали, которая достигает максимального уровня. А общество ведь в этой логике тоже должно играть по тем же правилам, то есть, оно должно, получается, выбирать правильных людей, такой намек.


На Ваш взгляд, гражданам страны нужно такое общение? Для них это действительно важно, или это все-таки уже уходящий формат, и нужно искать какие-то новые форматы?

Этот формат, в принципе, нормальный. Он востребован, может быть, только он перегружен деталями и слишком подробен. Я думаю, четырехчасовые марафоны как раз не столь эффективны, как двухчасовые, условно говоря. Потому что такое большое количество деталей не усваивается публикой, которая впервые в жизни слышит об этих населенных пунктах. Для данного населенного пункта, может быть, это и классно, а для России в целом это теряет свою актуальность. Поэтому, скорее, здесь требуется какое-то разнообразие форматов, которых может быть больше, но которые сами по себе могут быть проще. В этой связи, например, общественные приемные как другого типа формат, он может быть, конечно же, более эффективным, чем то, что есть, в том числе в виртуальном режиме.

Все-таки более современные технологии - это Интернет, благодаря которому можно упростить подобного рода общение. Это общение все-таки отчасти является каким-то советским форматам такого большого разговора, в то время как его можно поделить на множество маленьких, разноплановых разговоров, лично касающихся тех же губернаторов, тех же мэров, это уже командная игра. И если вертикаль должна предполагать командную игру, все работают на общий результат, но каждый на своей публичной площадке. И множество таких публичных площадок, предполагающих взаимодействие, общение, обратную связь, могут иметь, конечно, гораздо более сильный эффект, чем одно такое ежегодное действо. Вот мне так кажется.


17.12.2010

Интервью опубликовано на сайте Кремль.Орг
Постоянный URL интервью http://www.kreml.org/interview/263096456


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Туровский Р., Региональные экономики и региональный сепаратизм

 Демократия.Ру: Туровский Р., Региональные выборы в России: случай атипичной демократии

 Демократия.Ру: Туровский Р., Клановая многопартийность

 Демократия.Ру: Туровский Р., Путинская пятилетка в региональной политике, или бег по кругу

 Демократия.Ру: Туровский Р., Новые полномочия регионов – это «данайские дары»

 Демократия.Ру: Туровский Р., Кому мешали губернаторские выборы?

 Демократия.Ру: Туровский Р., Губернаторские выборы - 2003 и кадровый кризис в регионах

 Демократия.Ру: Кынев А., Пирамида конфликтов. Местное самоуправление остается самым сложным уровнем для властной вертикали




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта