Демократия.Ру




Демократия - есть правление неимущего большинства ради собственного блага. Аристотель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


04.12.2024, среда. Московское время 09:22

Обновлено: 16.02.2011  Версия для печати

Крепостникам России

Рябов А.

150-летие со дня падения крепостного права в России — одно из немногих событий отечественной истории, которое имеет хоть какой-то шанс отозваться в нынешней политической повестке дня. Правда, очень незначительный по сравнению, например, с мощной пропагандистской накачкой, сопровождавшей 4 года назад 90-летие Февральской революции.

Это и понятно. Юбилей Февраля власть имущие использовали для того, чтобы еще раз объяснить обладающему короткой памятью российскому обывателю, что есть абсолютное зло. Это разрушение государственности, пусть даже неэффективной и вызывавшей стойкую социальную неприязнь у миллионов соотечественников.

Среднестатистическому россиянину доказывали, что у него нет альтернативы: либо жесткая централизованная власть, либо хаос, из которого ничего, кроме страшной кровавой диктатуры, появиться не может.

На фоне тучных нефтегазовых лет подобное объяснение многим людям казалось вполне логичным. Свести к столь же простым и подходящим к моменту пропагандистским формулам реформы Александра II вряд ли получится.

Впрочем, момента, подходящего для осмысления роли этого правителя в нашей истории за последние сто лет, пожалуй, и не было. После 1917 года большевики разрушили многочисленные памятники царю-освободителю (а, к примеру, в Болгарии в каждом крупном городе существовали и во времена социализма, сохранились и поныне улицы, названные именем Александра II в честь победы над Османской Турцией в войне 1877—1878 годов). Ненависть большевистской власти к Александру II была понятной: он своими либеральными реформами олицетворял альтернативный путь развития страны, который они прервали в 1917 году. Но и нынешней власти царь-освободитель особо не нужен. Фигура он, в истинном смысле этих слов, сложная и противоречивая, наглядный пример отца народа, твердо боровшегося со всякой крамолой и успешно укреплявшего родную российскую государственность, из него не сделаешь. Даже если постараться, все равно получится неубедительно. А коли так, то какой прок в еще одной попытке политизации истории? Ведь пытались же «осовременить» и Александра Невского, и Минина с Пожарским, но общественное мнение осталось равнодушным к подобным попыткам.

Отмена крепостного права по указу Александра II значима разве что для современных российских либералов. Но они в силу своего слабого влияния вряд ли сумеют политически актуализировать эту тему для всего общества. Словом, праздничных шествий с фанфарами за государственный счет едва ли приходится ожидать. А дискуссия если и будет, то, скорее всего, примет, профессиональный исторический характер.

Центральными в ней станут вопросы, что сделал и чего не успел сделать царь-реформатор, в чем сказывались его дворянская ограниченность и сословные предрассудки, мог ли он в интересах прогрессивного капиталистического развития страны освободить крестьян с землей, а если мог, то отчего же не сделал.

Но лучше, наверное, оставить исторические споры об использованных и упущенных шансах для страны профессиональным историкам. Для общественной же дискуссии полезнее следовать другому правилу, подсказанному одним из известных политиков прошлого: об историческом деятеле надо судить не по тому, чего он не сделал, а что он сделал нового по сравнению с предшественниками. И с этой точки зрения манифест об отмене крепостного права стал одним из переломных событий отечественной истории. За несколько десятилетий освобожденные (хотя и без земли) русские мужики, многие из которых стали успешными промышленными и финансовыми воротилами, вывели Россию на четвертое-пятое место в мире по объему производства, практикой доказав справедливость утверждения, что свобода лучше несвободы. И сделали бы еще больше, если бы наследники царя-освободителя не переусердствовали в усилении контроля государства над обществом и не противились бы реформам всеми доступными средствами, когда эти реформы не только созрели, но уже и перезрели. Так что именно в этом нежелании считаться с мировыми реалиями, а не в происках злобных антигосударственных сил, действовавших, по разумению современных «государственников», на зарубежные гранты, следует искать причины краха старой России в 1917 году.

Царь-освободитель дал первый мощный толчок своей стране в нужном, универсальном направлении социальной эволюции. Но, даже оставаясь самодержавным монархом, он был не в состоянии гарантировать ее дальнейшее нормальное развитие.

И еще. С отменой крепостного права началось умирание феодализма в России. Все большему числу образованных людей с каждым годом становилось яснее, что историческое время, отмеренное в России этому политическому и социально-экономическому порядку, заканчивается. И это неплохо бы помнить многим в современной России, тем, кто, судя по всему, мечтает о попятном движении. И не просто грезит реставрацией той феодальной страны с ее сословным неравенством, произволом неподконтрольных обществу чиновников и помещиков-латифундистов. А упорно трудится над тем, чтобы «сказку сделать былью». Тем, для кого равенство граждан перед законом — пустой звук, а символом общественного респекта вместо карет, украшенных дворянскими гербами, являются иномарки с мигалками. Для тех служилых, которые полагают, что служить надо не стране и обществу, а феодалу, выдающему жалованье и «именьице» (заводик, фирмочку) в кормление. Для тех современных латифундистов (неважно, как они сейчас называются), что устраивают на подконтрольных им землях порядки, которым позавидовала бы лютая помещица XVIII века Салтычиха.

Историю, наверное, на какое-то время можно обернуть вспять. Но при этом нужно прекратить всякие разговоры про модернизацию.

Повести Владимира Сорокина про «День опричника» и «Сахарный Кремль» оттого и антиутопии, что под общественные порядки XVI века в реальной жизни невозможно подвести современный научный и технический фундамент. Такое бывает только в художественной литературе да в мечтах нынешних адептов феодализма.

История, как писал Василий Ключевский, ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков. А потому 19 февраля будет совсем не лишним вспомнить про отмену крепостного права в России и про царя-освободителя.


Андрей Рябов, главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения»
16.02.2011

Cтатья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://gazeta.ru/column/ryabov/3527078.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Рябов А., Чиновник торжествует

 Демократия.Ру: Рябов А., Смог казенного оптимизма

 Демократия.Ру: Рябов А., Новый русский феодализм

 Демократия.Ру: Коротич В., Верхний слой

 Демократия.Ру: Сатаров Г., Недоваренная лапша на развесистых ушах. "Модернизация"

 Демократия.Ру: Страна особого режима содержания

 Демократия.Ру: Токарева Е., Если ты, скажем, профессор, или из другого низшего сословия…

 Демократия.Ру: Шлейнов Р., Наследные принципы

 Демократия.Ру: Фирсов А., Слоеный пирог российского общества




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 27.11.2024

 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта