Демократия.Ру




Человека выказывает власть. Питтак


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


31.10.2014, пятница. Московское время 13:14

Обновлено: 27.03.2011  Версия для печати

Пожарный инспектор как чиновник-вымогатель

Кужугетов С.

Где обитают пожарные инспекторы

«Пьяный мужик ползает на четвереньках под фонарем. Подходит другой:
- Ты что здесь делаешь?
- Рубль олимпийский потерял около забора.
- Так почему ты здесь ищешь, забор-то там.
- А здесь светлее.» (С) Анекдот.Ру

Чтобы понять, где в России идут пожары, достаточно из космоса взглянуть на Россию и увидеть дым. В России даже зимой горят торфяники и леса. Но там нет пожарных инспекторов.

В российских лесах можно чаще встретить Дмитрия Анатольевича Медведева, разыскивающего земляные участки для российских многодетных семей, или Владимира Владимировича Путина, случайно забредшего в глухое лесничество, чтобы случайно развязавшуюся тигрицу усыпить из случайно оказавшегося в руках ружья с усыпляющим шприцем. Но пожарного инспектора вы в лесу или на торфянике не встретите. Не встретите вы его и в городском лесопарке.

Чаще всего в городах горят жилые дома. Об этом мы постоянно слышим в московском метро. Но пожарного инспектора вы никогда не увидите у мусорных баков, в жилом доме, в старом общежитии или бедном офисе – там не с кого брать деньги.

В России сложилась странная ситуация: пожарные инспекторы проверяют не то, что горит (а горит обычно там, где нет денег на противопожарную защиту), а там где вероятность пожара близка к нулю – в современных, оборудованных по последнему слову пожарной техники бизнес-центрах, магазинах, офисных зданиях и предприятиях.

Страна наполнена пожарными инспекторами, которые не столько борются с опасностью пожаров, сколько борются с существованием организаций и предприятий. Количество своих сотрудников МЧС тщательно скрывает. При этом свои цели пожарные инспекторы не скрывают.


Основные цели пожарных инспекторов при проверке

Ниже расположены цели пожарных инспекторов при проверке в порядке убывания приоритетов:

1. Поставить как можно больше преград работе бизнеса путем угрозы закрытия, а также путем требования максимальных капитальных переделок.
2. Разорить бизнес с целью возможного его дальнейшего поглощения.
3. Навязать бизнесу свою управляющую компанию.
4. Навязать бизнесу свои обслуживающие организации, например, обслуживание пожарной сигнализации, системы пожаротушения или противопожарного водопровода.
5. Навязать бизнесу своих родственников или знакомых в качестве постоянных сотрудников.
6. Навязать бизнесу услуги (обработка противопожарными составами, проведение расчетов, замеров и т.п.) через посреднические организации.
7. Получить максимальное количество штрафов в бюджет, чтобы получить продвижение по службе.

Такие цели как:

- «реальное улучшение пожарной безопасности здания или сооружения»
или
- «получение максимальной единоразовой взятки» оказываются в этом списке на последних местах.

Инспекторы и руководители пожарных инспекций (особенно в Москве и чем ближе к центру столицы – тем более агрессивно) стали предлагать иное. Стали навязывать то, что дает им гарантированное ежемесячное получение денег:

- предложения предоставить управляющую компанию, которая не будет делать ничего, но будет каждый месяц получать деньги по безналу,
- предложения предоставить лицензированную компанию, которая аналогично будет числиться организацией, обслуживающей систему пожарной автоматики,
- предложения предоставить компанию, которая будет оформлять акты проверки пожарных гидрантов и пожарного водопровода,
- предложения предоставить компанию, которая будет обслуживать кнопку вызова пожарной бригады,
- предложения предоставить компанию, которая будет числиться у вас обслуживающей огнетушители и пожарные гидранты и т.п.

Конверты с пачками зеленых бумажек, уже плохо влезающими в конверты, по крайней мере, в Москве уже инспекторов не устраивают.

Минимум, на что с января 2011 года соглашаются пожарные инспекторы – это чтобы через дружественные им компании были проведены суммы, эквивалентные десяткам тысяч долларов за:

- обработку горючих материалов специальными составами,
- проверку прочности ограждающих конструкций парапетов, лестниц и балконов,
- расчет количества людей на путях эвакуации при пожаре,
- составление пожарной декларации,
- составление плана тушения пожара пожарными расчетами,
- проведение пожарного аудита,
- проведение обучения сотрудников правилам пожарной безопасности,
- расчет скорости распространения пожара,
- разработку плана эвакуации людей,
- разработку последовательности эвакуации автомобилей из гаража или парковки,
- разработку плана тушения пожара,
- расчет пожарных рисков,
- испытание пожарных гидрантов,
- наладку системы автоматического оповещения о пожаре,
- наладку системы пожарной сигнализации,
- наладку системы пожаротушения,

и тому подобные услуги, по которым из всего сделаного будет, в лучшем случае, только выпуск непонятного документа в несколько страниц. В худшем случае не будет ничего сделано, а только перечислены безналичные деньги на счет указанной пожарным инспектором организации и подписан соответствующий акт об оказании услуги.

Пожарные инспекторы в России делают свой бизнес. И у них свои планы, которые могут отличаться от разработанных и утвержденных планов прокуратуры.

Где пожарные инспекторы берут начальный план проверок

На сайте прокуратуры Москвы есть сводный план проверок субъектов предпринимательства.

Уже здесь начинаются странности российской системы проверок. Нет в этом плане ни лесов, ни парков, ни торфяников, ни жилых зданий. Есть только юридические лица. Если по какому-то адресу зарегистрировано, скажем, два юридических лица, то проверяется какое-то одно, выбираемое по никому не ведомому принципу.

Как сказано на сайте прокуратуры:
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокуратура города Москвы сформировала ежегодный сводный план проведения плановых проверок субъектов предпринимательства
Известно, что Дмитрий Анатольевич Медведев подписал этот «Закон о защите прав юридических лиц...» с одной единственной целью, чтобы жадные до взяток инспекторы «доили» российский бизнес не чаще чем раз в три года.

Об этом прямо сказано в Федеральном Законе:

«Статья 9.2
2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года»
Что делают пожарные инспектора-вымогатели, чтобы обходить закон «О защите прав юридических лиц…».

Но пожарные инспекции в России не отказались от поборов. Они обходят Федеральный Закон с помощью простых и легко заметных ухищрений.


Основные действия пожарных инспекторов, позволяющие нарушать «Закон о защите…» и заниматься постоянными поборами
Вот несложные действия, с помощью которых пожарные обходят закон и не позволяют организациям уйти от поборов:

1. Неконкретные, обтекаемые, абстрактные замечания по результатам проверки.
2. Замечания, притянутые за уши.
3. Малые сроки на устранение замечаний по проверке (1 месяц).
4. Результаты «контрольной» проверки оформляются как результаты «плановой».


Рассмотрим эти действия подробнее.


1. Неконкретные, обтекаемые, абстрактные замечания по результатам проверки

Пожарному инспекторы не выгодно, чтобы организация поняла, какие к ней предъявляются претензии и смогла их устранить. Поэтому п ожарный инспектор-вымогатель замечания в своем акте описывает обтекаемыми выражениями, глаголами в возвратной форме и максимально завуалировано. Он будет использовать выражения «имеется», «допускается/допущено», «находятся», «осуществляется», «не обеспечивается», «нарушается», «устраиваются/устроены». Он будет всячески избегать четких описаний нарушений.

Пожарный инспектор-вымогатель сделает все возможное, чтобы не указывать:

- сколько именно недоработок «имеется», где они «находятся» (в каких корпусах, на каких этажах, в каких помещениях) и в чем конкретно эти нарушения «устроены»,

Вместо того чтобы написать, что кресло на колесиках или мусорная корзина на таком-то этаже в помещении номер такой-то находится от двери эвакуационного выхода на расстоянии 90 см., пожарный инспектор-вымогатель напишет: «Пути эвакуации загромождены различными материалами (мебелью и т.п.). (п.53 ППБ 01-03)»

Если у вас в здании полы, стены и потолки не сделаны из натурального камня или необработанного бетона, а использованы хотя бы какие-то из современных строительных материалов, то вам будет указано: «Допущена отделка путей эвакуации горючими материалами (п.53 ППБ 01-03)»

Если у вас в здании из нескольких тысяч потолочных спринклеров один будет выглядеть подозрительно, то пожарный инспектор-вымогатель укажет, что «система автоматического пожаротушения выполнена с нарушением противопожарных норм и правил (п.40 ППБ 01-03)».

При этом пожарный инспектор-вымогатель постарается сделать свои замечания настолько обтекаемыми, что они могут перейти в форму абстракции.

Например, в акте пожарного инспектора-вымогателя могут встретиться выражения: «Грубо нарушены правила устройства…», «Грубо нарушены правила эксплуатации…», «Допущена эксплуатация электрических сетей с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (п.57.ППБ 01-03)», «Нарушены правила эксплуатации электроустановок потребителей», «Допускается отсутствие у организации оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления деятельности», «Нарушены правила эксплуатации электроустановок потребителей» и т.д.

Такие формулировки позволяют пожарному инспектору усложнить оспаривание в суде или вышестоящей инстанции замечаний, поскольку, даже если пожарный инспектор выдумал свои замечания, организации будет очень трудно, как понять, о чем вообще идет речь, так и доказать в суде или вышестоящей инстанции, что она ни в чем не виновна.


2. Замечания, притянутые за уши

Не имея возможности написать вам замечания, которые относятся к вашей организации, пожарный инспектор-вымогатель постарается вписать замечания, которые на вашу организацию не распространяются. Например, применить к офису или подсобному помещению магазина требования, которые распространяются только на складские помещения.

Так, если вы в одном из кабинетов у вас находятся папки с документами, то вы можете получить замечание, гласящее:

«Помещения, оборудованные для хранения различных сгораемых материалов (склады, подсобные, технические помещения) оборудованы штепсельными розетками, не оборудованы аппаратами для отключения электроснабжения, по окончанию рабочего дня данные помещения не обесточиваются (п.507, п.508 ППБ 01-03)».

Указанное требование распространяется только на производственные склады, но не распространяется на кабинеты, подсобные и технические помещения. Но чтобы это доказать, вам придется долго и очень обстоятельно с кучей бумаг в руках оправдываться в самых разных инстанциях.

Также пожарные инспекторы-вымогатели любят распространять требования, относящиеся к щитовым на помещения, в которых установлены стойки серверов, IT-телефонии или другая размещаемая в стойках компьютерная техника. В этом случае инспекторы требуют ликвидировать любое покрытие пола (ковролин, линолеум, фальш-пол, ламинат и т.п.), ссылаясь на то, что такое покрытие является горючим материалом, потребовать установки всех выключателей и розеток снаружи помещения. Если же вы выполните эти требования, то у вас могут потребовать установить систему газового пожаротушения, железные двери с огнестойкостью не менее 0,6 часа и отдельный тамбур с подпором воздуха.

Притягивание за уши требований - это неплохой способ запутать и организацию и судей. А уж если организация начнет выполнять хоть одно из притянутых требований, то она оказывается на коленях, поскольку навязывать организации или предприятию требования, которые к ним не относятся, можно бесконечно.


3. Минимальные сроки на устранение замечаний

Пожарному инспектору-вымогателю, если он наметил какую-либо организацию в качестве жертвы, совсем не выгодно, чтобы организация к моменту следующей проверки быстро устранила замечания последней проверки. Поэтому он уменьшает срок на устранение замечаний, сводя срок к минимуму - одному месяцу, и ни с кем этот срок не согласовывает.

Вот что говорится в «Наставлении по организации и осуществлению пожарного надзора в Российской Федерации»

4.2.7. Сроки выполнения предлагаемых в предписании мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором и в необходимых случаях, в том числе требующих капитальных вложений на стадии строительства, реконструкции, согласовываются с руководителями предприятия, объекта.

В практике пожарных инспекторов используются сроки от одного месяца до одного года.

Пожарный инспектор-вымогатель не заинтересован в том, чтобы организация успела устранить все или большинство из его замечаний к соответствующему сроку. Поэтому он не будет согласовывать сроки выполнения мероприятий, а укажет минимальный срок – один месяц, чтобы иметь возможность прийти с контрольной проверкой как можно быстрее, и чтобы замечаний в следующем акте было больше.


4. Контрольная проверка по результатам ранее выписанного предписания и оформление результатов контрольной проверки

Если в вашей организации прошла плановая проверка, которая, как уже говорилось, в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц…» плановая проверка может проводиться не чаще чем раз в три года, то вам однозначно будет выписано предписание на устранение замечаний, и дан срок на их устранение. Как правило, пожарный инспектор не заморачивается, и на все свои замечания дает одинаковый срок, независимо от их важности и сложности.

Контрольные проверки подробно в Федеральном законе не описываются. Основная цель контрольной проверки – убедиться, устранены или нет замечания прошедшей плановой проверки. Вот что о контрольных проверках говорят руководящие документы МЧС. Вот что говорилось в «Наставлении по организации и осуществлению пожарного надзора в Российской Федерации» Утвержденном Приказом МВД России №10 от 25.05.95:

4.2.10. Контрольное обследование - обследование предприятия, объекта, в целях проверки выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предложенных к исполнению в установленном порядке.
По результатам контрольного обследования в предписании государственным инспектором делаются соответствующие отметки о выполнении или невыполнении мероприятий.
По выявленным при контрольном обследовании новым нарушениям требований пожарной безопасности государственный инспектор в установленном порядке составляет и вручает предписание.

4.2.7. …Мероприятия, предусмотренные предыдущими предписаниями и не выполненные в установленные сроки, включаются в новое предписание с ранее установленными сроками исполнения этих мероприятий. При этом в предписании по указанным мероприятиям делается соответствующая отметка.
В Инструкции по организации и осуществлению пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной Приказом МЧС России от 17 марта 2003 г. необходимость делать отметки о выполнении мероприятий звучит не так понятно, но все же говорит о необходимости отмечать выполненные мероприятия:

59. При обнаружении в ходе проверки не выполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, государственный инспектор в пределах своих полномочий должен принять меры по привлечению в установленном порядке лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
О выполненных мероприятиях в акте производится соответствующая запись, а в предписании делаются отметки о выполнении.

Пожарный инспектор-вымогатель нарушит пункт 4.2.10 наставления и пункт 59 инструкции и оформит результаты контрольной проверки как результаты плановой проверки, т.е. не станет:

- рассматривать отдельно замечания плановой проверки,
- не будет делать отметки о выполнении или невыполнении мероприятий предыдущей проверки.

Это нарушение Наставления позволяет пожарному инспектору-вымогателю:

- проигнорировать тот факт, что организацией предпринимаются какие-то действия по устранению ранее выданного предписания (проигнорировать выполненные мероприятия),
- замаскировать в общем списке те мероприятия из предыдущего предписания, которые не были выполнены организацией в частности в связи с назначением слишком короткого срока на их выполнение,
- получить относительно объемный список замечаний, в отношении которого можно действовать так, как если бы это были замечания плановой проверки (получить ряд абстрактных и неконкретных замечаний, дать короткий срок на их устранение, прийти в организацию с новой контрольной проверкой, подготовить почву для того, чтобы на основании большого количества предписаний угрожать организации приостановкой ее деятельности).

В результате таких несложных действий пожарные инспектора-вымогатели обходят действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц…» и получают возможность угрожать закрытием любому предприятию.

К сожалению, эти легко обнаруживаемые действия не становятся объектом рассмотрения и анализа в руководстве МЧС, а получили всеобщее распространение.

Там, где вероятность пожара высокая, пожарные инспектора не появляются, поскольку там мало денег. Там где опасность пожара удается сделать маловероятна благодаря современным системам пожарной сигнализации и пожаротушения, пожарные инспектора заменяют действующие обслуживающие организации на свои, не работающие, а только получающие деньги.


Заключение:

1. Отличить инспектора-вымогателя от порядочного инспектора элементарно по тому, как он оформляет результаты проверок и тому, какие сроки дает на устранение замечаний.
2. Большинство российских пожарных инспекторов –взяточники и вымогатели.
3. В современных условиях пожарный инспектор-вымогатель стремится не к тому, чтобы регулярно получать взятки, сколько в том, чтобы разрушить бизнес, и в процессе разрушения максимально и быстро обогатиться.
4. В России сложилась ситуация, когда увеличение числа пожарных инспекторов и соответствующих бюджетов ведет не к снижению количества пожаров и жертв, а к их многократному увеличению.

Сергей Кужугетов
27.03.2011


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Кужугетов С., Законодательство о пожарной безопасности как основа для произвола и инструмент вымогательства

 Демократия.Ру: Небоскребы Москва-Сити закрыты

 Демократия.Ру: Цыганок А., Милитаризованные спасатели России

 Демократия.Ру: Голдман М., Государственная коррупция по-российски

 Демократия.Ру: Рунов А., Малый бизнес сегодня развивается не благодаря чему-то, а вопреки всему

 Демократия.Ру: Латынина Ю., В дерьме

 Демократия.Ру: Геворкян Н., За штурвалом дилетант

 Демократия.Ру: Наливайко Н., Рында обратного действия

 Демократия.Ру: Вражина А., Пожар амбиций

 Демократия.Ру: Алякринская Н., Пожарные меры. Как борцы с огнем борются с бизнесом




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 26.10.2014

 25.10.2014

 25.10.2014

 25.10.2014

 19.10.2014

 18.10.2014

 12.10.2014

 10.10.2014

 10.10.2014

 04.10.2014

 02.10.2014

 27.09.2014

 26.09.2014

 22.09.2014

 17.09.2014

 10.09.2014

 08.09.2014

 02.09.2014

 31.08.2014

 30.08.2014


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2014  Карта сайта