Демократия.Ру




В демократии большинство правит, а меньшинство все время указывает, куда крутить руль. Лоренс Питер


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


07.10.2024, понедельник. Московское время 03:40

Обновлено: 20.03.2003  Версия для печати

Закон в одно слово

Фирсов А.

Не всех устраивает, в каком состоянии находятся в России права человека. Часто они бывают закреплены на бумаге, но реально добиться ничего не удается.
В этой сфере сколько не сделай – все будет мало. Не дошла еще Россия до того состояния, когда уполномоченного по правам человека можно встретить на каждом углу.

На примере документов, относящиеся к деятельности Уполномоченных по правам человека в России можно увидеть состояние дел в стране.

26-го февраля 1997 года был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Закон учредил соответствующую должность, и разрешал учреждать аналогичные должности в 89 субъектах Российской федерации.
В статье 1.1 закона об Уполномоченном говорится, что это делается в соответствии с Конституцией РФ.

Действительно, статья 2 Конституции РФ гласит:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Ни один закон не работает, если нет механизма правоприменения: людей, следящих за его исполнением, и людей наказывающих за его неисполнение. С 1997 года один такой следящий человек в России есть – Уполномоченный по правам человека.
И хотя наказывать он не может, но кое-какие права у него есть:
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (ст.2.1), и обладает депутатской неприкосновенностью (ст. 12). Финансируется Уполномоченный из федерального бюджета отдельной строкой.

При этом деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

Иными словами, всего то и может уполномоченный, что иногда указать должным лицам на недостатки или бездействие. А те в ответ, как это принято, оскорбить его действием не могут. Но могут проигнорировать.

Должность Уполномоченного может учреждаться и в субъектах федерации в соответствии со статьей 5 закона:

Статья 5.1
1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Может, но не должна.
Захочет субъект защищать права граждан – учредит такую должность. Не захочет – не будет у граждан омбудсмена.
Россия, для соответствия своего законодательства законодательству Совета Европы такую должность ввела. А регионы вводить такую должность не торопятся. Они Конвенции о защите прав человека не подписывали.

Летом 2002 года депутат Государственной Думы Смолин Олег Николаевич направил в Государственную Думу пакет документов. Он предложил принять постановление Государственной Думы и изменить статью 5 закона. Он предложил написать о должности Уполномоченного не «может учреждаться» а «учреждается».

Т.е. предложил заменить два слова, на одно.
В прилагаемой пояснительной записке депутат указал, что прежняя формулировка закона «сдерживает, в настоящее время, процесс формирования системы Уполномоченных по правам человека в нашей стране…», что положения статьи 2 Конституции должны быть подкреплены «наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности».

Пакет документов рассматривался в Комитете по государственному строительству Госдумы. В заключении комитета говорится, что принятие такого положения «может быть истолковано как вторжение в компетенцию субъектов Российской Федерации», что это нарушит самостоятельность бюджетов субъектов федерации.
К тому же, «наличие в субъекте РФ Уполномоченного по правам человека не всегда создает больший уровень защищенности для жителей этого региона». Да и вообще «любое физическое лицо на территории Российской Федерации вправе обратиться за защитой своих прав и свобод к федеральному Уполномоченному по правам человека».

Т.е. говоря иными словами, доводов четыре:

А) Это может не понравиться субъектам, потому что:
Б) Это не дело федерального центра приказывать субъектам действия, которые создадут дополнительные затраты в субъекте федерации.
В) Не везде работа уполномоченных заметна. Да и вообще толку не будет.
Г) Ни к чему плодить этих уполномоченных. Одного (федерального) вполне достаточно.

Комитет решил, что права человека в субъектах федерации не так важны, как возможность поссориться с субъектами.


В настоящее время некоторые из 89 субъектов федерации уже ввели у себя должность Уполномоченного по правам человека (Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Татарстан, Краснодарский край, Красноярский край, Ставропольский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Волгоградская область, Калининградская область, Кемеровская область, Липецкая область, Московская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область). Созданы комиссии при по правам человека при президентах Бурятии, Южной Осетии.

Параллельно с этим в 1993 году создана комиссия при Президенте России по правам человека и в 2000 году создана должность спецпредставителя по правам человека в Чеченской республике.
На этом процесс приостановился.

Складывается впечатление, что ни большинство субъектов федерации, ни федеральный центр права человека особо не волнуют.


Думский комитет свое негативное отношение к предложению депутата высказал. Тем самым сформулировал отношение законодательного органа власти к Уполномоченным по правам человека в регионах.

Позиция сформирована.

Дай бог, чтобы в будущем федеральный центр:

А) Всегда был такой осторожный при вмешательстве в дела субъектов федерации.
Б) Также щепетильно соотносил свои действия (распоряжения, применение силы, эксплуатацию недр…) с возможными финансовыми последствиями для субъектов.
В) Сокращал штат тех сотрудников государственного аппарата, чья деятельность не создает большой пользы обществу.
Г) Также относился бы к внедрению своих уполномоченных и сотрудников в регионах, как он относится к Уполномоченным по правам человека.


Александр Фирсов
20.03.2003


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. No1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

 Демократия.Ру: Проект Постановления Государственной Думы «О проекте федерального конституционного закона No195802-3 «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

 Демократия.Ру: Проект федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

 Демократия.Ру: Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

 Демократия.Ру: Заключение Комитета по государственному строительству ГД РФ на проект федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 5 Федеральною конституционного закона «Об Уполномоченному по нравам человека в Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы О.Н.Смолиным

 Омбудсман.Ру: Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта