Демократия.Ру




Десяток говорунов производит больше шума, нежели десять тысяч, которые молчат; в этом заключатся средство к достижению успеха тех, кто лает с трибун. Наполеон I Бонапарт (1769-1821), император французов в 1804—1814 и 1815 годах, полководец и государственный деятель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


10.10.2024, четверг. Московское время 06:42

Обновлено: 26.06.2011  Версия для печати

Новая инициатива Президента, или Бег с барьерами

Любарев А.

Президент РФ вновь проявил и безбрежный либерализм, и завидную оперативность: 18 июня в интервью «Файнэншл Таймс» сказал, что хорошо бы опустить заградительный барьер на думских выборах до 5%, и уже 24 июня внес соответствующий проект в Государственную Думу. Можно было бы поаплодировать, если бы спикер Грызлов заранее не обнадежил, что этот проект Дума будет рассматривать уже в новом созыве. Впрочем, и так ясно, что к думской кампании проект не успеет стать законом: до конца весенней сессии осталось меньше двух недель, и даже самые срочные законы обычно проходят дольше. Да и в пояснительной записке, размещенной на президентском сайте, сказано, что проект этот предназначен для выборов Думы седьмого созыва и последующих. Подтвердил это и сам Президент в интервью газете «Московские новости».

Но я свой комментарий хочу начать с цитаты из интервью «Файнэншл Таймс»:

«Мы, например, в какой-то момент подняли планку прохода [партий] в Государственную Думу до 7 процентов. Я считаю, что, может быть, это и правильно было именно потому, чтобы произошла структуризация политических сил. Не может быть такой ситуации, когда в стране сотни партий. Это несерьёзно, это признак недоразвитой политической системы».

Здесь все перевернуто. Для структуризации политических сил вполне достаточно было 5%-ного барьера. Количество списков, участвовавших в думских выборах, с 1995 года неизменно сокращалось: 43, затем, 26, затем 23 (какие же тут сотни?!). Шел естественный процесс структуризации. И шел бы он более эффективно, если бы сама президентская администрация перед выборами 2003 года не настрогала партий–спойлеров.

Но повышение барьера до 7% как раз никакой роли в «структуризации» не сыграло. Скажем, многие либеральные деятели хотели, чтобы «Яблоко» объединилось с СПС, аргументируя этот тем, что порознь они 7% не преодолеют. Не получилось.

«Структуризацию» осуществили более грубым способом, подняв планку численности партий до 50 тысяч. Плюс еще целый набор административных методов. И число партий снизили до семи.

А Президент в интервью «Московским новостям» рассуждает о том, что барьер нужен, чтобы в Думе не было маргиналов. Он то ли сам не понимает, о чем говорит, то ли думает, что читатели не понимают! Какие могут быть маргиналы при 50-, 45- или даже 40-тысячной планке численности?! Да еще при таких придирчивых проверках Минюста (с привлечением МВД)?!

В этих условиях говорить о снижении барьера до 5% – смешно. Когда партий всего семь, барьер вообще не нужен.

Но наш Президент, видимо, любит рубить хвост собаке по частям. Сначала он, признав, что 7%-ный барьер чрезмерен, сказал, что он, тем не менее, против его снижения до 5%, и взамен предложил давать партиям, получившим голоса избирателей в интервале между 5 и 7%, один или два «утешительных» мандата. Сейчас, в уже цитированной пояснительной записке, признается, что это было не очень удачное решение. Но, тем не менее, оно сохраняется для ближайших выборов.

Здесь надо бы пояснить, что для снижения барьера достаточно кратчайшего закона: в статье такой-то число 7 заменить на число 5. И все. А реализация предложения Президента об «утешительных» мандатах (или, как их прозвали острословы, «приставных стульчиках») потребовало создания довольно сложной и громоздкой конструкции: большие изменения были внесены в пять федеральных законов. Так что если бы сейчас барьер был снижен до 5%, получилось бы, что тот сложный закон от 12 мая 2009 года № 94-ФЗ, над которым полгода работали квалифицированные юристы, попросту не потребовался бы.

Но главное – партии, которые при пропорциональном распределении мандатов могли бы получить 25–30 мандатов, по этой системе получают 1–2 мандата. Понятно, что истинная причина сочинения столь сложной конструкции вместо простого снижения барьера состояла в том, чтобы создать видимость повышения представительности Думы, но чтобы при этом «партия власти» потеряла не более одного–двух мандатов.

А что будет с барьером на следующих выборах, которые пройдут аж в 2016 году, – кого это сейчас волнует?! Помните про падишаха и ишака?!


Аркадий Любарев
26.06.2011

Статья опубликована на сайтеГолос.Орг
Постонянный URL статьи http://www.golos.org/a4775.html


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Любарев А., Как улучшить выборы

 Демократия.Ру: Любарев А., Сколько можно измываться над избирательным законодательством?

 Демократия.Ру: Любарев А., Один шаг назад вместо двух (Мосгордума отказалась от Империали)

 Демократия.Ру: Любарев А., Голоса потерянные или переданные? Продолжение темы, начатой статьей «Ликбез для избирателя»

 Демократия.Ру: Кынев А., С фигой в кармане

 Демократия.Ру: Смирнов В.М., Нужно ли ходить на выборы?

 Демократия.Ру: Кынев А., Выборы эпохи нанодемократии

 Демократия.Ру: Кынев А., Диспропорции российской пропорциональности

 Демократия.Ру: Кынев А., Голосование в знак протеста

 Демократия.Ру: Морарь Н., «Черная касса» Кремля




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта