Демократия.Ру




Если государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному. Петр Первый Алексеевич (1672-1725), последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 19:44

Обновлено: 26.01.2012  Версия для печати

Выборные манипуляции. Предлагаемая Кремлем "биноминальная" избирательная система носит откровенно антидемократический характер

Кынев А.

Власти пытаются изобрести избирательную систему, которая поможет заместить падение рейтингов партии власти электоральными ухищрениями.

Постепенно появляются законопроекты в рамках реализации предложений последнего президентского послания Дмитрия Медведева. Однако среди них по-прежнему нет самого главного и самого скандального законопроекта — о новой избирательной системе на выборах Государственной думы. Почему его нет до сих пор — в общем-то, понятно: предлагаемая экзотическая т. н. биноминальная система носит откровенно антидемократический и манипулятивный характер.

Причем выбор из различных манипулятивных вариантов именно такого, вероятно, призван максимально запутать граждан, чтобы никто не понял, о чем, собственно, идет речь. А когда участники политического процесса и граждане поняли бы суть новой системы, было бы уже поздно.

Описана новая система в послании была так, что это сразу вызвало разные трактовки того, как это может быть реализовано. Президент заявил: «Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте». Часть представителей его команды тут же откомментировала это как смешанную систему (225 депутатов по округам и 225 по партспискам), однако несколько позднее другие представители президентской команды подтвердили, что речь идет о т. н. биноминальной системе — 225 двухмандатных округов, внутри которых формально конкурируют партийные списки. По такой логике, «пропорциональной» можно считать любую систему, если в бюллетене вначале название партии, а потом указано, кто в ее списке, даже если это список из одного человека, а мажоритарной — систему, где все наоборот (в бюллетене указаны в первую очередь кандидаты, а затем кто ими выдвинут). То есть те, кто писал послание, очевидно, полагают, что «пропорциональная система» может быть даже в одномандатном округе. Однако с точки зрения здравого смысла и самого значения слова «пропорциональность» такая двухмандатная система не может быть пропорциональной по определению.

Главное отличие такой «пропорциональной системы в двухмандатных округах» от иного варианта пропорциональной системы состоит в том, что внутри двухмандатного округа шанс получить мандат имеет только партия, которая получает на его территории примерно 30—35% голосов (формально 100% делить на два — это, конечно, примерно 50%. Однако часть бюллетеней неизбежно будет недействительной, часть отдана за другие «партийные списки», поэтому реальная цена мандата в любом случае будет менее 50%). Если партия получает в округе более 65—70% голосов, то она получает в округе оба мандата. В результате такой схемы даже партия, которая по всей стране имеет поддержку 10—15%, может остаться вообще без единого мандата. А формально лидирующая даже с 35% партия (именно таков примерно был реальный результат «Единой России» на выборах в декабре 2011-го в регионах с относительно нормальным соблюдением процедур голосования и подсчета) может получить гипербольшинство, если в каждом из округов занимает не ниже второго места. А больше половины мест ей обеспечат отдельные регионы, где она устойчиво имеет по формальным результатам 65—70%. Если брать итоги 4 декабря 2011-го, то это такие регионы, как Чечня, Мордовия, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тува, Кабардино-Балкария, Татарстан, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономный округа, Башкирия, Северная Осетия, Калмыкия, Тамбовская, Кемеровская, Саратовская области. Близки к ним Астраханская, Тульская, Тюменская области, Адыгея и Коми. Все это можно смело называть зоной электоральной аномалии (в одних она устойчивая, в других явная «заслуга» новых губернаторов). В результате даже с падающим процентом партия-лидер легко при такой электоральной географии получает в парламенте две трети мест.

Григорий Голосов, одним из первых анализируя последствия введения подобной системы, взял для анализа итоги ее применения при «позднем Пиночете» в Чили при переходе к демократии в 1989 году. Тогда ее целью тоже было сохранение любой ценой поддерживавших Пиночета партий на важных политических ролях — им нужно было обеспечить как минимум твердое второе место. Григорий Голосов дает прогноз, что за счет растаскивания голосов большим числом новых «малых партий» эта система может сохранить места в парламенте и иным нынешним парламентским партиям (КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР). Я позволю не согласиться с этим выводом Голосова, так как последствия применения той или иной избирательной системы в конкретной стране всегда нужно рассчитывать с оглядкой на конкретную электоральную географию.

Так, известно, к примеру, что мажоритарная система относительного большинства далеко не всегда ведет к двухпартийности, если в разных частях страны доминируют разные наборы партий.

При нашей отечественной электоральной географии при такой «биноминальной» системе относительно значимое помимо партии власти представительство в состоянии сохранить лишь КПРФ.

Все иные партии получат лишь отдельных представителей: при такой системе мы, скорее всего, вообще не увидим в парламенте ЛДПР (Жириновскому даже будет сложно найти регион, где он сможет как кандидат партии занять место не ниже второго), как не увидим в значимом объеме «Справедливую Россию» (лишь ее отдельные представители из числа местных харизматиков смогут стать депутатами). Вообще при такой системе, во-первых, резко возрастают риски «обезглавливания партий» — возникновения ситуации, когда лидеры партии не могут стать депутатами, а вместо них избираются люди внутри партии из второго эшелона, то есть с малой федеральной, но с хорошей локальной известностью. Во-вторых, при такой системе проигрывают почти все партии, ярко идеологически окрашенные, у которых устойчивый процент общероссийской поддержки, но его сложно хотя бы в одном регионе локализовать до уровня пусть и второго места по популярности. Скорее всего, при такой системе мы не увидим в парламенте многих людей, потому что им будет сложно выиграть конкретные округа. Это может быть парламент без Явлинского, Немцова и т. д. и т. п. То есть при нынешнем (сегодняшнем) электорально-географическом раскладе это будет ситуация одной большой фракции, одной маленькой и взвеси из отдельных представителей иных партий.

Однако сомнительно, что поставленные инициаторами задачи будут решены такой ценой. Уж больно «пирровой» окажется победа. Несомненно, что проведение выборов по таким правилам и явное несоответствие общественных настроений и полученного результата создаст у граждан ощущение очередного обмана и еще больше дискредитирует политическую систему.


Мифологическая двухпартийность

Почему из всех иных вариантов, позволяющих партии власти в условиях падения рейтингов сохранять формальное большинство по результатам выборов (к примеру, смешанной несвязанной системы, которая тоже помогает партии-лидеру, которая плюсует к мандатам по спискам львиную долю выигранных мажоритарных округов), выбрали, судя по всему, именно «биноминальную» систему? Помимо названной цели запутать (обмануть) граждан экзотическим вариантом есть и еще одна вероятная цель: целый ряд технологов власти искренне верят, что стране нужна двухпартийная система. И действительно, биноминальная система сегодня сработала бы именно на вариант «Единая Россия» против КПРФ. Фактически бы страну толкали к «развилке-96»: или мы, или коммунисты. Однако рискну предположить, что вывод граждан в новой ситуации был бы другим: уж лучше коммунисты.

Сфабриковать «искусственную двухпартийность» не получится: при бесправных представительных органах власти (а полноценных партийных систем без парламентаризма не бывает) это будет такая же партийная показуха, как и в прежние годы «суверенной демократии». Кроме того, фактическое принуждение граждан к вступлению в партии, взгляды которых они не разделяют, исключительно с целью избраться (ведь право на самовыдвижение гражданам никто возвращать, судя по всему, не собирается) любой ценой и дальше будет вести к их обезличиванию. Просто поток «кандидатов-попутчиков» самых разных взглядов хлынет в КПРФ в новых условиях с невиданной силой. И вместо полноценных партий получится окончательное превращение того, что есть, в партийную имитацию.

На самом деле «чистых двухпартийных» систем, за исключением некоторых островных карибских стран, практически нигде в мире нет. Почти всегда есть и иные сильные фракции кроме двух основных, а в США уникальная и не воспроизводимая нигде больше система, где каждая общеамериканская партия юридически конфедерация 50 партий 50 штатов (чтобы такую систему создать, нужно воспроизвести и американский федерализм, и американскую избирательную систему, и американскую политическую культуру). Так что мечтания отдельных более или менее политически образованных чиновников иметь «двухпартийную систему как в США» — признак ограниченной компетентности и политической адекватности.

Выше уже упоминалось, что даже «классическая» мажоритарная система далеко не всегда ведет к двухпартийности.


Ложные дилеммы мажоритарного и пропорционального

Важно напомнить еще об одном факте. Вроде бы это и известно, и эксперты постоянно стараются об этом говорить, но примитивизирующие реальность штампы массового сознания и массового образования очень сильны. Известная дилемма «мажоритарная» или «пропорциональная» система во многом является ложной. На практике существует огромное количество избирательных систем в рамках этой условной дихотомии, а также множество иных систем, комбинирующих те или иные элементы мажоритарных и пропорциональных выборов. Есть целый ряд конкретных электоральных механизмов (число избираемых лиц; способ голосования и форма бюллетеня; способ определения победителя и т. д.), которые в разных комбинациях могут создавать самые различные системы с различными свойствами. Причем закономерности их применения во многом связаны именно со стимулами, которые создает каждый электоральный механизм по отдельности.

Предлагаемая «биноминальная» система — явный пример того, что, формально именуясь «пропорциональной в двухмандатных округах», на практике она вообще не является пропорциональной.

Есть множество вариантов — например, система «открытых» списков, панашаж (когда можно отмечать кандидатов в списках разных партий), преференциальные системы (когда можно ранжировать кандидатов или партии в зависимости от симпатий избирателя — такая система может быть и при партсписках, и в мажоритарных округах) и т. д. Смешанные системы бывают связанные и несвязанные. Но самое главное — избирательное законодательство в узком смысле, то есть собственно законы о выборах, является лишь частью избирательного законодательства в широком понимании, которое включает в себя законодательство о политических партиях. А более широкий контекст создает заложенная в конституции страны система норм и стимулов в виде той или иной конфигурации государственных институтов. И все это можно оценивать только в комплексе.

В каждой стране пытаются найти свой баланс, который бы отвечал местным особенностям и традициям и позволял бы обеспечивать представительно как локализованных географически, так и не локализованных групп избирателей. Поэтому важно не то, за кого формально голосуют избиратели — что первым идет в бюллетене, имя кандидата или название партии, а то, насколько правила выборов позволяют получать адекватный общественным настроениям результат.

Так, в условиях мажоритарной системы можно создать такую систему регистрации кандидатов, что граждане фактически будут лишены права свободно баллотироваться, а при пропорциональной избирательной системы многое зависит от того, до какой степени закон позволяет гражданам свободно создавать партии и насколько результаты искажаются правилами определения победителей.


Загадки и ловушки новой системы

На самом деле в том, как в России будет реализована т. н. биноминальная система (если ее инициаторы не дадут заднего хода и не изменят концепцию в процессе), остается целый ряд загадок. Так, непонятно, что будет с общероссийским заградительным барьером для партсписков (сейчас 7%, со следующих выборов по принятому в 2001 году закону должно быть 5%) при такой системе. По нормальной логике в таких условиях заградительного барьера в каждом из округов вообще быть не должно. Но проблема в том, что создатели российского закона о партиях увязали с голосованием по «партийному бюллетеню» в масштабе страны вопрос государственного финансирования партий (сейчас голоса, поданные за партию, набравшую более 3% голосов, умножаются на 20 рублей — именно столько эти организации ежегодно получают из госбюджета).

Есть риск, что может выплыть «турецкий» вариант — исключение из итоговых результатов по многомандатным округам представителей партий, не преодолевших общенациональный заградительный барьер. Великое национальное собрание Турции состоит из 550 членов и избирается на четырехлетний срок по пропорциональной системе представительства с региональными списками кандидатов и 10-процентным национальным порогом. Вся страна разделена на 85 привязанных к границам провинций территорий, каждая из которых является многомандатным округом, где конкурируют партсписки, выдвинутые общетурецкими партиями. При этом три крупнейших города разделены на несколько округов: Стамбул — на три (от них избираются 30, 27 и 28 депутатов соответственно), Измир (два 13-местных округа) и Анкара — на два (один на 15, другой на 16 мест). В целом по стране в подобных многомандатных округах избирается от двух депутатов (таких округов всего 13) до 30 (один из трех стамбульских округов). Есть единственный одномандатный округ.

Для участия в выборах партия должна представить полный список кандидатов в более чем половине провинций. То есть партия, набравшая на выборах менее 10% всех действительных голосов по всей Турции, не получает депутатских мандатов, даже если она одержала победу в одном или нескольких округах. В результате в 2008 году в Европейском суде по правам человека рассматривалось дело «Юмак и Садак против Турции». Заявители жаловались на то, что в 2002 году не были избраны в парламент Турции от Демократической народной партии (ДНП) в регионе Ширнак через установление общегосударственного 10процентного избирательного барьера. Хотя в результате голосования ДНП получила в этом округе около 46% голосов избирателей, на общегосударственном уровне она не достигла 10%. В итоге из трех парламентских мест, предназначенных для региона Ширнак, два места получили кандидаты от Партии справедливости и развития, которая в этом регионе получила 14,05% голосов, а третье место досталось независимому кандидату Татару, набравшему здесь лишь 9,69% голосов избирателей. В итоге суд высказал мнение, что 10-процентный избирательный барьер является слишком высоким, и посоветовал его снизить в будущем. Подобная ситуация в провинциях Турции возникала неоднократно.

Но даже такая не самая демократическая по причине 10-процентного барьера и исключения кандидатов от непрошедших партий в округах турецкая система при этом защищает права независимых кандидатов. И для партий, и для них реальная цена мандата в многомандатном округе есть число голосов, позволяющее получить хотя бы один мандат. В результате многие представители не имеющих шанс пройти общенациональный барьер партий изначально баллотируются как независимые кандидаты.

Как сохранить госфинансирование партий, если не вводить вообще общенационального заградительного барьера, чтобы не попасть в «турецкую ловушку»? Потребуется изменить решение вопроса о барьерах (критериях) доступа партий к получению государственной поддержки и принципах ее выделения.

Здесь возможны, в частности, следующие варианты: суммирование голосов партии в разных округах, оказание равной поддержки всем зарегистрированным партиям или всем попавшим в парламент партиям (т. н. эгалитарный принцип финансирования); есть вариант учета при выделении финансирования также результатов региональных и местных выборов через синтетические формулы и т. д.

Выбор варианта барьера доступа к государственным ресурсам является принципиальным вопросом с точки зрения того, что законодатели конкретной страны сочли основной целью создания своей системы государственной поддержки. Либо это максимально широкие возможности для появления новых проектов, облегчение процесса «входа в систему» и предоставление проигравшим «второго шанса», либо, наоборот, стремление к консервации системы и ее самовоспроизводству.

Наконец, исходя из отечественного опыта, где концепция менялась много раз, не исключено, что в законе мы увидим совсем не уже формально объявленную биноминальную систему, а лишь деление партсписков при прежнем варианте пропорциональной системы на 225 территориальных групп.


Что взамен?

Завершая эту довольно сложную для неподготовленного читателя тему, важно ответить на ключевой вопрос: а что можно предложить взамен различных вариантов политических манипуляций?

За последние годы среди экспертов по выборам доминируют два варианта решения проблемы избирательной системы, каждый из которых имеет свои достоинства.

Вариант первый — разделение страны на ряд довольно крупных по размерам многомандатных округов, внутри которых конкурируют партсписки и независимые кандидаты. В каждом таком округе партия преодолевает барьер по отдельности. Подобная система есть в Бразилии, где каждый штат — это отдельный пропорциональный округ и никаких общенациональных заградительных барьеров здесь нет (на один штат приходится в результате от 8 до 70 членов палаты депутатов). И никто не говорит, что это умаляет национальный суверенитет Бразилии. Число распределяемых мандатов в округе — важнейшее условие пропорциональности распределения.

Вариант второй излагается в проекте Избирательного кодекса, который разработала ассоциация «Голос». Это вариант смешанной связанной системы. От существовавшей в России до 2003 смешанной несвязанной системы (при несвязанной системе победители по партспискам и округам определяются независимо друг от друга) он отличается тем, что мандаты по спискам делятся с учетом голосования в округах. Это схема отдаленно напоминает германскую. В Германии каждый избиратель имеет два голоса. Первый голос отдается кандидату в округе по мажоритарной системе относительного большинства (на выборах 2009 года округов было 299), второй голос влияет на прохождение в бундестаг так называемых 16 земельных списков партий, исходя из установленной законом численности бундестага, которая в два раза больше, чем число мажоритарных округов. Эта доля определяется от общей названной численности бундестага. Если по второму бюллетеню выясняется, что доля мест партии в бундестаге должна быть выше, чем получено мест в округах, то «недостающие» мандаты получают кандидаты из партийного списка. Однако если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по доле «партийных» голосов, то она сохраняет за собой эти «сверхмандаты». В таком случае общая численность бундестага становится большей, чем предусмотрено законом (как правило, эти «сверхмандаты» обычно получает баварская ХСС). Так, в 2009 году вместо положенных 598 депутатов в Бундестаг было избрано 622 депутата. Такая система возможна, так как число депутатов бундестага является «плавающим».

В России в отличие от Германии число депутатов парламента является фиксированным — 450. Поэтому методику распределения «Голос» предлагает несколько другую. Вначале определяется, сколько в округах избрано независимых кандидатов и представителей не прошедших общенациональный заградительный барьер партий. Затем это число вычитается из 450, остаются мандаты, распределение которых идет с учетом «партийного бюллетеня». Если некая партия по «партийному бюллетеню» должна иметь, допустим, 100 мест, а в округах у нее избрано 80 депутатов, то из партсписка она получает дополнительно 20 мест. Если же возникает ситуация, когда в округах от партии избрано больше депутатов, чем данной партии положено по определяемой «партийным бюллетенем» квоте (например, 120 вместо 100), то тогда она из получения дополнительных мест по партспискам исключается и дополнительные мандаты между остальными прошедшими барьер партиями распределяются заново уже без ее участия.

Какой вариант выбрать — условно бразильский или модифицированный немецкий — на самом деле не так уж и важно. Важно, чтобы избирательная система одновременно обеспечивала равномерное представительство как территориальных, так и идеологических интересов.

Кроме того, в любом случае важно, чтобы система защищала права и беспартийных избирателей. Не стоит забывать, что это часть международных обязательств России, о чем деликатно стараются не вспоминать. Статья 20 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, однозначно гласит: «Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию». Статья 7.5 документа Копенгагенского совещания Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, принятого в 1990 году (т. н. Копенгагенский документ), гласит, что «государства-участники… уважают право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации».

Не стоит забывать: избирательная система существует не ради партий, а ради создания эффективной системы представительства интересов общества и граждан.

Так как сами политические партии в данном вопросе, как правило, оценивают те или иные решения и конкретные избирательные механизмы, преимущественно исходя из своего корпоративного интереса, решая, выгодны им сегодня те или иные избирательные механизмы или невыгодны.


Александр Кынев
25.01.2012

Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/comments/2012/01/25_x_3973997.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Политолог Александр Кынев – о "троянском коне" послания Дмитрия Медведева

 Демократия.Ру: Кынев А., Сателлиты поневоле. Кажущаяся управляемой партийная система может быстро измениться в случае перемен в политической и экономической ситуации в стране., Сателлиты поневоле. Кажущаяся управляемой партийная система может быстро измениться в случае перемен в политической и экономической ситуации в стране

 Демократия.Ру: Кынев А., Сенсаций ждать не приходится

 Демократия.Ру: Кынев А., Дорога в никуда. Власть готова воспроизводить себя любой ценой и любыми способами

 Демократия.Ру: Кынев А., Выборы эпохи нанодемократии

 Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии

 Демократия.Ру: Кириченко Л., Избирательная система фальсификаций

 Демократия.Ру: Кынев А., Голосование в знак протеста

 Демократия.Ру: Кынев А., Оранжевые революции как аллергия на суррогат демократии




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта