Демократия.Ру




В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе. Шарль де Голль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


15.10.2019, вторник. Московское время 02:27

Обновлено: 04.10.2015  Версия для печати

Три стадии этногенеза. Окончание

Александр Фирсов

Продолжение статьи.

Предыдущие части:
Три стадии этногенеза. Начало
Три стадии этногенеза. Часть 2
Три стадии этногенеза. Часть 3
Три стадии этногенеза. Часть 4
Три стадии этногенеза. Часть 5

8. Дополнительные комментарии

8.1. Чем определяется длительность стадии этногенеза

«Полное затухание процесса этногенеза без посторонних нарушений укладывается в 1200-1500 лет». Л. Гумилев, «От Руси до России».

 «Ясно, что относительная длительность этногенеза различна. Вся фаза подъема длится примерно 300 лет; процесс роста идет весьма интенсивно. Примерно такова по длительности и акматическая фаза. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса , заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Надлом длится меньше и занимает по времени от 150 до 200 лет. Особенно сильно варьируют по своей длительности фазы инерции и обскурации. Это зависит как от интенсивности внутренних процессов разложения этноса, так и от исторической судьбы, определяемой степенью развития материального базиса, накопленного за предшествовавший период, физико-географическими условиями ареала и состоянием смежных этносов. Наконец, положительность фазы гомеостаза, в которой существуют исторические реликты, уже целиком зависит от историко-географических особенностей территории, вместившей остатки разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он становится изолятом и существует неопределенно долго, т.е. до тех пор, пока на его землю не позарятся соседи. Таким образом весь цикл этногенеза занимает от момента оформления этносоциальной системы до превращения этноса в реликт около 1200 лет, конечно, при отсутствии внешнего смещения, которое может нарушить процесс этногенеза в любой фазе». Л.Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

 

По Гумилеву длительной каждой стадии этногенеза и всего этногенеза определяется просто временем. Другого объяснения Лев Гумилев не дает.

Выдвину простое предположение, почему каждая из трех упоминаемых мной стадий этногенеза длится от 300 до 500 лет.

Каждый человек в своей памяти хорошо держит поведение только своих непосредственных родственников, с которыми он может общаться в процессе жизни – своих родителей, дедов, прадедов. Дальше он может помнить или то, что отразилось в их поведении от их собственных непосредственных родственников (также на три-четыре поколения), или то, что передалось из предыдущих поколений. Таким образом, непосредственная память народа может содержать основы отношения к власти только на протяжении 300-500 лет.

На первом этапе этногенеза человек считает себя основой государства и этноса, творцом истории. Он рассматривает государство как необходимый механизм, стоящий на его службе.

После этого происходит изменение матрицы поведения под действием государственной машины. Человек сменяет свою ориентацию, и если на первом этапе он полагал себя «налогоплательщиком», «вечевым», «народом-основателем», т.е. лицом, диктующим свою волю власти, то на следующем этапе этногенеза эта модель поведения уже выветривается не без помощи государственной машины, и человек начинает считать себя равноправным с государством членом единой общности.

Проходит еще 300-500 лет, и эта модель поведения под действием окрепнувшей государственной машины сменяется на следующую, в которой человек уже становится винтиком государственной машины, а государство становится жестким механизмом, определяющим существование каждого человека. Попытка человека существовать без государства становится наказуемой.

Переходы от одной стадии этногенеза к другой определяются памятью народной, в которой со временем умирают особенности взаимоотношения этноса и власти.

«Примириться с потерей – это значит сдать позиции, и  против Смерти встает Память – преграда энтропии уже не бытия, а сознания». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера земли».

«Уважение к предшественникам состоит в том, чтобы продолжить их подвиг, а не забывать о том, что они сделали и для чего». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера земли».

«Но против гибели выступает Память, а коллективная память этносов – это и есть история культуры». Л.Гумилев, «Черная легенда. Друзья и недруги великой степи».

Иногда память поколений о взаимоотношении этноса и власти продляется в истории этноса за счет определенных культурных традиций, и тогда какой-то из этапов этногенеза может затянуться дольше 500 лет.

«Однако на Востоке, по сравнению с Западом, была одна особенность, обеспечивавшая и относительно большую преемственность культур: иероглифическая письменность. Несмотря на ее недостатки сравнительно с алфавитной, она имеет то преимущество, что семантемы продолжают быть понятны и при смене фонетики развивающегося языка, и при изменении идеологических представлений». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера земли».

В тех исключительных случаях, когда в этносе не происходит изменений, или когда память народа может позволить удлинить этап этногенеза, тогда этнос может на более долгий срок замереть на одной стадии (как правило, на первой). В этом случае этнос может существовать значительно дольше, чем 1200 или 1500 лет. Но для этого необходимо все время сохранять в народе и его культуре память о том, как жили его предки тысячу лет назад.

8.2. Общественно-экономические формации и этногенез

Способы внутренних взаимоотношений между правящим и эксплуатируемыми классами в этносе могут меняться со временем. В государстве могут отменяться рабство или феодальные отношения. На существовании этноса это сказывается только на последней стадии этногенеза, когда удушающее действие государственной машины сопровождается несоответствием производительных сил окружающему миру. Тогда низкая производительность труда по отношению к соседним странам усугубляет ситуацию, приводя к тому, что государство и этнос просто становятся банкротами.

8.3. Миф о развитии демократии со временем

В качестве отступления могу привести одну притчу-диалог о пользе государства.

Философ-пастух объяснил стороннику государства, что ему совсем не нужно государство.

Что за лечение своей семье он может отдать овцу хорошему доктору, а не государству. Что за защиту своего дома он может заплатить той же овцой хорошему воину, а не государству. И что при таком расчете он знает, за что платит и какой эквивалент получит взамен. А в случае, если государство забирает у него половину стада, то он в лучшем случае получает неравноценную помощь от государства, а в худшем случае не получает ничего, кроме громкого расхваливания государством самого себя.

Эта притча позволяет кратко пояснить, что максимум демократии существует тогда, когда человек полностью сам определяет свою судьбу, т.е. в начале развития этноса.

В сознании многих граждан существует предубеждение, что со временем в государстве может увеличиваться и развиваться демократия, как возможность человека самому определять свою судьбу. Что с развитием истории государства, народ и гражданское общество получают все больше прав и возможностей.

Эта, на первый взгляд, правда, является неправдой, распространяемой государственной машиной. В процессе своего развития народ получает больше прав только в начале первой стадии этногенеза. В это время граждане формируют государственный аппарат и их возможности влияния на власть могут возрастать. Но после формирования государственного аппарата начитается обратный процесс, когда год за годом, век за веком, государство получает все больше и больше прав по отношению к своему народу.

Иллюзорность роста демократии создается за счет появления и развития институтов демократии:

- выборов,

- разделения властей,

- свободы слова и СМИ,

- свободы собраний,

- свободы рынков,

-  независимости судов и т.п.

Институты демократии постоянно развиваются и совершенствуются, но особенность развития этих институтов в государстве заключается в том, что в ответ на появление или развитие нового института государство (государственный аппарат) успевают умело поставить столько преград и настолько выхолостить новую идею, что в результате или не происходит развития демократии или развитие демократии является кажущимся (иллюзорным). Чаще же всего, за счет тех или иных государственных ухищрений (законодательства, процедур, контролирующих органов и т.д.) власти удается свести на нет повышение демократических свобод или даже уменьшить их.

8.4. Три стадии этногенеза в табличном виде

Ниже некоторые из свойств трех стадий этногенеза сведены в таблицу:

Общественная категория
Первая стадия этногенеза
Вторая стадия этногенеза
Третья стадия этногенеза
Народ
Активен, действует, выдвигает, руководит

Действует, сотрудничает

Подчинен, пассивен

Кто определяет судьбу этноса
Пассионарии

Гармоничные личности

Субпассионарии

Какой эмоциональный порыв определяет судьбу этноса
Жертвенность пассионариев

Рассудительность гармоничных личностей

Консерватизм субпассионариев

Основная движущая сила этноса на стадии
Альтруизм

Разумный эгоизм

Враждебный эгоизм, все для меня

Народ и возможности
Избыток возможностей и свобод

Средний уровень возможностей и свобод

Минимум возможностей и свобод

Власть
Пассивна, подчинена воле этноса

Действует, сотрудничает

Пассивна, заботится в первую очередь о самосохранении, активна только в уничтожении и ограничении

Основа государственного объединения
Племенной союз, орда, объединение отрядов, конфедерация

Федерация, парламентская республика, декоративная монархия

Централизованное государство, декоративные федерация, республика, парламентаризм

Функция власти
Помогать этносу развиваться

Сотрудничать с этносом с целью развития и укрепления этноса и государства

Принуждать народ к повиновению и не давать развиваться каким бы то ни было силам, во избежание краха

Власть и государство
Власть жертвует собой ради государства

Власть имущие рискуют ради усиления государства и собственного влияния и богатства

Власть получает блага от государства, в необходимой (минимальной) степени делится с народом

Отношение общества к власти
Народ на власть приглашает, власть защищает, любит (власть – детище народа). Государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура

Народ с властью сотрудничает к общей выгоде

Общество подчинено власти (власть – мать, отец). Народ рассматривается государственной властью как назойливый элемент, мешающий существованию власти

Оружие у народа
Естественное состояние народа – иметь оружие, и право коллективно отбирать его у представителей власти

И народ и власть вооружены. (Возможный вариант: ни народ ни регулярная полиция не имеют оружия)

Запрещенное состояние, к запрещенным для ношения предметам начинают относить инструмент и домашнюю утварь

Налоги
Народ определяет, сколько платить власти за службу (народ – налогоплательщик)

Народ и власть сотрудничают, оплата – рыночная, по объему оказанных услуг

Власть берет себе те налоги и богатства, которые считает нужными

Религия
Религия определяет структуру власти, власть назначается только с согласия руководства религиозных учреждений

Религия и власть кооперируются ради общих целей государства и этноса

Власть доминирует над религией, определяет религию государства ее права на имущество, назначает руководителей

Религиозные деятели
Религиозные деятели влияют на власть вплоть до назначения власти

Религиозные деятели на равных сотрудничают

Религиозные деятели подчиняются власти

Титульная нация и другие народы
Народы сопротивляются активности титульной нации

Народы стремятся влиться в титульную нацию

Народам стыдно за титульную нацию

Титульная нация (пассионарность)
Ведет всех, объединяя

Сотрудничает со всеми, объединяя

Разделяет всех, ставя себя выше всех

Окружающая среда
Вызов окружающей среде

Сотрудничество с окружающей средой

Разграбление окружающей среды

Основная тенденция в политике
Революционность

Либерализм

Консерватизм

Основная тенденция в настроении общества
Широкая реализация возможностей, проактивность

Активность

Борьба с угрозами, пассивность

«Температура» общества
Размораживание

Тепло

Замораживание

Единоначалие
Не хватает

Норма, баланс

Избыток

Свобода
Развивается в сторону формирования государственных механизмов

Баланс с обязанностями

Снижается

Равенство
Зарождается

Баланс на максимуме

Падает

Братство (единство) в обществе
Растет

Максимум

Снижается

Природа как источник богатства
Природа – дар, дающий каждому почти безграничные возможности для развития. Все, что нужно – это трудолюбие и желание

Природа – союзник государства и общества в развитии государства и общества

Природа – грабительски (хищнически) эксплуатируется властью для обогащения, а также для сохранения и поддержания своей власти, во вред обществу

Память народная (культура)
Хранит и чтит историю создания государства, восхваляет народ, как объединение граждан

Хранит и чтит историю сотрудничества государства и общества, восхваляет случаи сотрудничества народа и государства

Хранит,  чтит и превозносит случаи помощи народа государству и случаи насилия государства над народом

Иммиграция и эмиграция населения
Иммиграция преобладает, эмиграция - исключение

Баланс. Иммигрируют низшие слои населения. Эмигрируют самые проактивные члены этноса

Эмиграция преобладает над иммиграцией

Формирование армии
Наемная армия

Наемная армия в мирное время и призывная в военное

Постоянная призывная армия

Культ солдата
Культ конкретных людей

Культ конкретных подвигов

Культ безымянных солдат

Структура бюджета государства
Социальные расходы являются первостепенными, расходы на государственный аппарат и армию – по мере необходимости

Бюджет имеет четкие пропорции между расходами на государственные нужды и на социальные нужды

Государственные расходы и содержание государственного аппарата являются приоритетными расходами бюджета. Социальные бюджеты формируются по остаточному принципу

Оплата врачам за здоровье, а не за лечение
Возможна и часто встречается оплата медикам за здоровье нации, а не за лечение. Бесплатная медицина с равным доступом

Медицина с равным доступом или всем бесплатно, или всем за одинаковую плату

Медицина для представителей власти более доступная, дешевая и качественная. Медицина для простых граждан или не доступна или доступна за плату

9. Заключение

Теорию Гумилева надо дополнить следующим:

  1. Согласно теории Гумилева любой этнос существует примерно 1200-1500 лет, что соответствует следующим этапам этногенеза:

    1-ые 300-400 лет - народ определенной местности создает государство и назначает с помощью вече или иных процедур себе правительство и даже скорее контролирует государство, чем государство его (народ - налогоплательщики, государственные чиновники - на службе народа);

    2-ые 300-500 лет - народ и государство сосуществуют где-то противореча, где-то действуя согласно, но государство начинает постепенно садиться на шею народу;

    Последние 400-600 лет государство начинает считать себя альфой и омегой счастья народа, благополучия общества, полагает, что без него (государства) народ - ничто и пропадет. Государство полагает само и внушает обществу, что перед народом уже не обязательно отчитываться или с ним общаться ежедневно, что государство – это кормилец, а народ – нахлебник, должник, слишком активный и непослушный ребенок и т.п. И этот процесс заканчивается полным распадом государства. 
  2. Срок существования каждого из периодов определяется только народной памятью о собственном способе существования: «над государством», «на равных с государством» или «под государством».
  3. Пассионарность может выражаться и часто выражается не в бессознательном желании действовать в определяемом космическим излучением направлении, а в осознанном стремлении изменить что-то в жизни человечества. Данное стремление, выраженное в определенной идее может воодушевлять окружающих и стать основой формирования нового этноса.
  4. Субпассионариями в истории являются не столько стремящиеся к личной выгоде наемные государственные исполнители, сколько члены государственного аппарата.
 

Александр Фирсов
03.10.2015

Статья опубликована в Живом Журнале


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза. Начало.

 Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза. Часть 2.

 Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза. Часть 3.

 Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза. Часть 4

 Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза. Часть 5.




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019

 23.01.2019

 07.10.2018

 29.09.2018

 14.09.2018


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта