Демократия.Ру




Власть, не основанная на законе, — признак самого ужасного бессилия. И. Гердер


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


15.12.2019, воскресенье. Московское время 09:35

Обновлено: 17.09.2003  Версия для печати

Все официально

Фирсов А.

Восьмого августа 2003 года Александр Альбертович Вешняков встречался с президентом Путиным и там поведал много интересного. Цитируя «Российскую газету», его слова повторяются на сайте ЦИК:

А.Вешняков также сообщил, что впервые в России - «аналогов в мире я не знаю» - будет применена практика, предусматривающая, что протоколы голосования с избирательного участка (а их 94 тысячи) будут размещены в течение суток после голосования на сайте избирательной комиссии субъекта Федерации.

В этом заявлении следует обратить внимание на два момента. Во-первых, здесь говорится обо ВСЕХ избирательных участках, а их в России около 94,000.

И, во-вторых, при этом публикации данных, видимо, будет осуществляться на сайтах избирательных комиссий СУБЪЕКТОВ Федерации.

Надо заметить, что это уже не первый случай, когда председатель ЦИК России говорит о публикации протоколов ВСЕХ участковых избирательный комиссий на сайтах СУБЪЕКТОВ Федерации. В марте 2003 года он уже озвучивал такое намерение. И вот как его слова переданы на сайте ЦИК:

В течение суток все протоколы участковых комиссий будут вывешены на сайте избирательной комиссии каждого субъекта Российской Федерации. Включайте компьютер и начинайте сверку с имеющимися у вас копиями! Любые несовпадения - это повод для серьезного разбирательства.

Эта процедура получения ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ первичной информации и сравнения ее с ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НА САЙТЕ позволяет включить эффективный механизм общественного контроля, который будет всех дисциплинировать в регионах.

Ведь если результат «засветился» на сайте, то что-либо менять уже поздно. Себе дороже выйдет. Поскольку общественность все увидит и зафиксирует. Соблазн-то возникает тогда, когда незаметно можно цифры подсчитать, замазать, исправить. Теперь закладывается еще один, новый механизм контроля.

По-моему, мы - единственная в мире страна, которая способна сейчас решить эту задачу при таком количестве избирателей. Другие просто технически не готовы к столь оперативному вывешиванию огромного количества протоколов по итогам голосования со всех участков.

(Выделено мной А.Ф.)

Вешняков пытается реализовать то положение закона, которое появилось в новой редакции закона «О выборах депутатов Государственной Думы РФ»

2. Данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по мере их введения в государственную автоматизированную информационную систему, но не позднее одних суток со дня голосования (а для протоколов с отметкой: «Повторный подсчет голосов» - не позднее одних суток со дня проведения повторного подсчета голосов) размещаются избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Статья 82.2 закона «О выборах Депутатов ГД РФ»


И то положение, которое появилось в новой редакции закона «О выборах Президента РФ»

6. Данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по мере их введения в государственную автоматизированную информационную систему, но не позднее одних суток со дня голосования (а для протоколов с отметкой: «Повторный подсчет голосов» - не позднее одних суток со дня проведения повторного подсчета голосов) размещаются избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Статья 74.6 закона «О выборах Президента РФ»

С точки зрения прозрачности - это требование закона можно рассматривать как положительное.

Однако надо заметить, что Александр Альбертович несколько торопится, называя эту информацию «юридически значимой» и «официальной».

Если обратить внимание на первое предложение в высказывании Вешнякова, то там также говорится о публикации ВСЕХ протоколов на сайтах СУБЪЕКТОВ Федерации. Идея весьма интересна. Но вызывает несколько вопросов:

    1. Почему именно на сайтах СУБЪЕКТОВ, ведь на выборах в Государственную Думу итоги подводят не 98 субъектов федерации, а 225 окружных избирательных комиссий?

    2. Есть ли у избирательных комиссий СУБЪЕКТОВ Российской федерации технические возможности для публикации таких данных?

    3. Кто будет отвечать за обработку и размещение данных - персонал избирательных комиссий СУБЪЕКТОВ федерации или кто-то иной?

    4. Если опубликованные в Интернете данные обозначаются как «официальные», «юридически значимые» - это наверное копии протоколов, полученные наблюдателями на участках?

Закон есть закон

В отличие от некоторых других стран, в России все данные по выборам (протоколы участковых избирательных комиссий) собирают и обрабатывают государственные органы - территориальные избирательные комиссии. Никакие общественные или политические организации в этом процессе не задействованы, поскольку предполагается, что они выполнили свою функцию, приняв участие в формировании комиссий.

Данные передаются вышестоящим государственным органам (избирательным комиссиям более высокого уровня, а на федеральных выборах - сразу в ЦИК) по защищенным каналам связи, используемым системой ГАС «Выборы». На этапе обработки и передачи данных никакой контроль со стороны общества нереален. По закону заверенные копии выдаются наблюдателям незамедлительно после подписания протокола и только соответствующей избирательной комиссией. В этой ситуации проконтролировать процесс подсчета голосов может только тот, кто имеет наблюдателей на всех 94000 избирательных участках России на момент подписания протокола и собрав копии протоколов по всей России, а такая операция не под силу никому. Если только кто-то не контролирует систему ГАС «Выборы».

Для того, чтобы общество могло быть уверено, что подсчет происходит так, как и должно быть, общество должно иметь возможность проверить правильность суммирования голосов от участковых избирательных комиссий до окончательного подведения итогов по ВСЕМ участковым избирательным комиссиям. Это может снять любые сомнения и сделать процесс прозрачным. Система же ГАС «Выборы», которая, кроме других задач, суммирует результаты выборов, не прозрачна для общества.

Фраза о том, что данные из системы ГАС «Выборы» «должны быть доступны (в режиме «только чтение») абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования» Статья 62.4 появилась в законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» в 1997 году (закон принят Думой 5 сентября 1997 года). Любопытно, что это имелось в виду. И какие именно данные доступны этим таинственным «абонентам».

Дело в том, что система «Выборы» содержит массу сведений и является комплексом баз данных, результаты выборов - это только одна из частей.

Публикация данных из протоколов.

Опубликовать данные протоколов ВСЕХ участковых избирательных комиссий мог в то время мог только ЦИК Технических возможностей у избирательных комиссий субъектов в то время не было. Тогда ЦИК этого делать не стал, или не смог. публиковать данные протоколов участковых избирательных комиссий, вставив в закон «Об основных гарантиях...» фразу о том, что «Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий ...МОЖЕТ БЫТЬ возложено на соответствующую окружную избирательную комиссию».

Статья 60.4
(выделено мной А.Ф.)

О каких именно протоколах (территориальных, или участковых) шла речь в законе - остается не ясным, но то, что ЦИК публиковать протоколы участковых избирательных комиссий не будет - было ясно заложено в законе.

В законе «О выборах Президента РФ», принятом Государственной Думой 1 декабря 1999 года, ЦИК оставил за собой право не показывать полные данные протоколов по выборам: «5. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе публикует информацию об итогах голосования и о результатах выборов Президента Российской Федерации, включающую в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ».

Статья 75.5
(выделено мной А.Ф.)


А в «Законе о выборах депутатов Государственной Думы», принятом Государственной Думой 2 июня 1999 года, ЦИК переложил обязанность публиковать данные участковых избирательных комиссий на нижестоящие избирательные комиссии, причем, не указав, какая комиссия конкретно это делает:

«3. Окружная избирательная комиссия либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации ... осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах №1 и №2 всех территориальных и участковых избирательных комиссий...».

Статья 85.3

(Необходимо отметить, что данные действительно публиковались, хотя собрать их удалось с большим трудом. Для публикации данных участковых комиссий в электронном формате нам пришлось собирать официальные публикации из вестников, областных газет, файлов Exel или DBF, иными словами, никакой единой системы не существовало.)

Судя по всему, власти прозрачность выборов и доверие народа в то время важности не представляло.

В новых редакциях законов (2002-2003 годов) «Об основных гарантиях...», «О выборах Президента РФ», и «О выборах депутатов Государственной Думы РФ», те же положения остались без изменений. Только перекочевали соответственно в статьи 72.4, 79.5.

При этом в закон «О выборах депутатов ГД РФ» попало обязательство избирательных комиссий субъектов федерации в течение суток вывешивать в Интернет протоколы участковых избирательных комиссий (Статья 82.2 закона «О выборах Депутатов Государственной Думы РФ»

Аналогичное положение есть и в статье 74.6 закона «О выборах Президента РФ»:

Получается, что по закону избирательные комиссии Субъектов РФ в течение суток после выборов должны что-то появиться в виде протоколов участковых избирательных комиссий.

Но вот что появится в Интернете? На каких сайтах (кем редактируемых)? И как это обществу использовать?

Технические возможности избирательных комиссий Субъектов Федерации

Субъекты
Поскольку веб-страницы в 1997 году существовали в лучшем случае у двух десятков избирательных комиссий общество не имело возможности сверить копии протоколов, полученные наблюдателями по участковым избирательным комиссиям при помощи Интернета. Отрыв общества от процесса подведения итогов (наличие государственного органа для подсчета голосов и непрозрачность процесса подсчета голосов) не мог остаться незамеченным. ЦИКу неоднократно указывалось различными общественными и политическими организациями на необходимость сделать прозрачным подсчет голосов.

Что сделано в этом направлении?

С 1997 года до настоящего времени только половина субъектов Российской федерации смогли создать сайты разного уровня в интернете. По данным ЦИК, размещенным на странице http://www.cikrf.ru/_6/doc_2_1.htm за прошедшее с 1997 года время из 89 избирательных комиссий субъектов федерации собственными страницами или сайтами в Интернете смогли обзавестись 37 комиссий. Так было в марте 2003 года, так осталось и в августе, когда Вешняков говорил об этом с Путиным.

37 избирательных комиссий субъектов из 89 - это примерно 42% процента. Соответственно, на них приходится около 39,000 участковых избирательных комиссий.

При этом следует иметь в виду, что те избирательные комиссии, которые имеют свои сайты в Интернете не всегда имеют возможности разместить в Интернете большие таблицы с информацией и предоставить их большому количеству пользователей в первые сутки после голосования.

На этом фоне фраза Вешнякова: «По-моему, мы - единственная в мире страна, которая способна сейчас решить эту задачу при таком количестве избирателей» звучит громко, как в пустом зале.

Действительно ли публикация протоколов избирательных участков будет производиться избирательными комиссиями СУБЪЕКТОВ федерации

Опять цитата с сайта ЦИК: Данные ГАС «Выборы» впервые будут передаваться из 16 отдаленных субъектов Федерации по космическим каналам связи, из остальных 73 субъектов также впервые передача будет идти по цифровым каналам. Данные системы будут обязательны для публикации на сайтах избирательных комиссий в течение суток, что позволит контролировать законный ручной подсчет избирательных бюллетеней, результаты которого, как всегда, задерживаются.

Любопытно, что пока объявляется о готовности обработать и опубликовать в Интернете данные 94,000 протоколов за один день сайты избирательных комиссий субъектов Федерации практически не меняются.

Можно предположить только две вещи. Либо ЦИК проводит кропотливую работу по оборудованию всех избирательных комиссий субъектов Федерации всем необходимым для этой работы и, соответственно, профинансировать то, на что не было средств многие годы, либо в на сайте ЦИК будут созданы странички «избирательных комиссий Субъектов Федерации», где и будут публиковаться данные.

Первое представляется сложно реализуемо технически, а второе, похоже, является прямым давлением на избирательные комиссии субъектов Федерации, поскольку данные будут вывешены в Интернете через голову избирательных комиссий субъектов и окружных избирательных комиссий.

Можно ли будет использовать опубликованные в Интернете данные как официальные

Если мы посмотрим на законодательство, то увидим, что в законе «Об основных гарантиях ...» сказано:

Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации осуществляется В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ СО ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ.

Статья 72.4.
(выделено мной А.Ф.)

Срок достаточно большой.

Он сужен в законе «О выборах Президента РФ» и в законе «Об выборах депутатов Государственной Думы РФ» до двух недель:

Статья закона «О выборах Депутатов ГД РФ»

3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через две недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах №1 и №2 всех территориальных и участковых избирательных комиссий соответствующего одномандатного избирательного округа, в государственных региональных периодических печатных изданиях. При этом официальному опубликованию подлежат все числовые данные, содержащиеся в протоколах каждой участковой избирательной комиссии соответствующего одномандатного избирательного округа.

Статья 89.3 закона «О выборах Депутатов ГД РФ»

5. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в своем печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых, об итогах голосования, о результатах выборов, а также предусмотренных пунктом 6 статьи 75 настоящего Федерального закона данных обо всех избранных депутатах. В течение трех месяцев со дня официального опубликования полных данных о результатах выборов данные, которые содержатся в протоколах всех избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Статья 89.5 закона «О выборах Депутатов ГД РФ»

Аналогично в законе «О выборах Президента РФ»:

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных содержащихся в протоколах всех территориальных и участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в региональных государственных периодических печатных изданиях.

Статья 79.4 закона «Об выборах Президента РФ»
(выделено мной А.Ф.)

При этом для появления в Интернете официальных данных по территориальным комиссиям ЦИК-у дается пять месяцев: (до двух месяцев для опубликования в печатном органе, и до трех месяцев для опубликования в Интернете).

5. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в своем официальном печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации, а также данных об избранном кандидате, предусмотренных пунктами 4 и 6 статьи 67 настоящего Федерального закона. В течение трех месяцев со дня официального опубликования полных данных о результатах выборов Президента Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

Статья 79.5 закона «О выборах Президента РФ».

Получается своеобразная картина:

1. В течение двух дней избирательные комиссии Субъектов РФ НА СВОИХ САЙТАХ публикуют в Интернете какие-то данные протоколов УЧАСТКОВЫХ избирательных комиссий.

2. В течение двух недель окружные избирательные (на выборах Депутатов Госдумы) или Субъектов РФ (на выборах Президента РФ) комиссии ГДЕ-ТО В МЕСТНЫХ ИЗДАНИЯХ должны опубликовать Официальные данные протоколов, включая протоколы УЧАСТКОВЫХ избирательных комиссий.

3. В течение пяти месяцев ЦИК должен опубликовать В ИНТЕРНЕТЕ официальные протоколы ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ избирательных комиссий.

4. Какие-то протоколы (в основном УЧАСТКОВЫХ избирательных комиссий) В ДЕНЬ ВЫБОРОВ получат наблюдатели.

Нет сомнений, что все эти данные могут отличаться. И нет сомнений, что будут отличаться.

Но совершенно не понятно, как в этом случае быть наблюдателям и российскому обществу.

И совершенно не понятно, почему ЦИК не может, через некоторое время после выборов опубликовать в Интернете протоколы ВСЕХ УЧАСТКОВЫХ избирательных комиссий.

Тем самым сделав выборы не еще более прозрачными, а просто прозрачными.

Законодательно статус опубликованных в течение суток в Интернете данных не определен. То есть данные, которые будут опубликованы в Интернете, не являются официальными. Ни один суд не будет рассматривать эти данные как официальные. Поэтому, вообще говоря, любое официальное лицо имеет полное право проигнорировать жалобы наблюдателей на то, что данные из полученных ими протоколов не соответствуют тем данным, которые вывешены в Интернете.

И, хотя, Вешняков называет эти данные «официальными» и «юридически значимыми», надо иметь ввиду, что они таковыми по закону не являются.

Заключение

То, что ЦИК заранее анонсировал возможность опубликования в Интернете данных протоколов участковых избирательных комиссий (реализацию нормы закона) - важный для общества момент.

Если данные будут доступны всем хотя бы для сравнения то это дает широкие возможности - после того, как ЦИК в соответствии с законом «О выборах Президента РФ» (статья 79.5) и законом «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» (статья 89.5) в течение пяти месяцев опубликует в Интернете официальные данные протоколов территориальных избирательных комиссий, можно будет отследить те территориальные избирательные комиссии итоговые цифры которых изменились и отследить причины изменений. Можно также математически обработать данные участковых избирательных комиссий и выявить те участковые и территориальные избирательные комиссии, где результаты выборов подозрительно отклоняются от статистической общей картины.

До выборов осталось не так долго. Посмотрим, как ЦИК держит свои обещания.

А.Фирсов




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019

 23.01.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта