Демократия.Ру




Тиранния – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет. Аристотель. Политика


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


15.12.2019, воскресенье. Московское время 11:37

Обновлено: 04.06.2004  Версия для печати

Реквием по одномандатнику

Ковалев Г.

Вчера Центризбирком провел специальное заседание, в рамках которого был рассмотрен вопрос о практике применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Выводы, сделанные членами ЦИК по результатам заседания, полностью отвечают недавней инициативе Александра Вешнякова об изменении сложившейся избирательной системы со смешанной на пропорциональную. Более того, на вопрос журналистов о конкретных сроках введения "пропорционалки" Вешняков ответил однозначно - "в течение полутора лет".

В настоящий момент в соответствии с действующим избирательным законодательством выборы в России как на федеральном, так и на региональном уровнях проводятся по смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системе. Причем до недавних пор для подавляющего большинства регионов это было нововведением (ранее действовал мажоритарный принцип). Именно поэтому ЦИК и провел вчера специальное заседание, посвященное анализу результатов выборов в представительные органы власти двенадцати субъектов Федерации. В частности, член ЦИК Елена Дубровина в своем докладе отметила, что "пропорционально-мажоритарная система получила позитивную оценку со стороны участников избирательных кампаний", ибо появляются подлинно легитимные парламенты, заметно активизируются кандидаты от партий, уменьшается количество самовыдвиженцев, а также снижается уровень протестного голосования.

Вместе с тем Дубровина выделила и ряд недостатков действующей системы регионального избирательного законодательства. Это касается, прежде всего, правомочия регионов самостоятельно устанавливать "заградительные барьеры" на выборах в местные законодательные органы власти. Так, в Калмыкии заградительный барьер установлен на беспрецедентном для России уровне в 10%, в Вологодской области - 8%, в Татарстане, Алтайском крае и Волгоградской области - 7%. В такой ситуации не стоит удивляться тому, что в некоторых субъектах парламенты оказались двухпартийным, а точнее, полуторапартийными. Так, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухамедшин по телемосту сообщил, что "выборы у нас прошли хорошо, 69% взяла "Единая Россия", 6,3% досталось КПРФ". В плане администрирования законотворческого процесса такой результат, конечно, хорош, но в этой ситуации нельзя не согласиться с Дубровиной, подчеркнувшей, что "слишком высокая планка прохождения партий препятствует нормальному развитию избирательной системы". Поэтому вполне логичным является мнение Вешнякова об установлении пятипроцентного барьера на выбораз в законодательные органы власти на местах.

Впрочем, если верить обещаниям Александра Вешнякова о введении "пропорционалки" в течение полутора лет, о развитии действующей ныне избирательной системы можно уже не думать. Революционные нововведения, которые в последнее время все чаще предлагает глава Центризбиркома, не обладающий, между прочим, правом законодательной инициативы, ставит вопрос о будущем. Отсюда и реплики, наподобие той, что была сделана вчера депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Ивановым: "Уходить надо от смешанной системы скорее. Вот одномандатников было 225 и где они теперь? Разошлись по разным партиям, осталось только восемь независимых". Что ж, и такая точка зрения имеет право на существование, тем более если учесть, что ЛДПР всегда набирала свои проценты только за счет "пропорционалки". В принципе выгодна новая избирательная система, лоббируемая Вешняковым, и для "единороссов", но здесь вопросов гораздо больше. Ибо далеко не факт, что при чисто механической замене смешанной на пропорциональную систему ЕР имела бы конституционное большинство в нынешнем парламенте. А если учесть, что власть намерена в самом ближайшем будущем приступить к реализации непопулярных реформ (и даже уже приступила), то электоральные перспективы "единороссов", паразитирующих на рейтинге президента, вообще представляются весьма сомнительными.

В этой связи очевидным является то, что для органичного внедрения стопроцентной пропорциональной системы необходима существенная коррекция законодательства, начиная с Конституции и заканчивая специализированными законами. Причем эта коррекция должна носить не формальный, а концептуальный характер. Наметки такой концепции предложил вчера Вешняков, заявивший, что избирательная реформа должна базироваться на двух факторах. Во-первых, партийные списки должны быть "закрытыми", в том смысле, что список кандидатов не подлежит изменению. Это, по словам главы ЦИК, позволит прекратить спекуляцию местами и очередностью. Во-вторых, списки должны публиковаться полностью в каждом регионе накануне выборов, чтобы избиратели знали, за кого голосуют. При этом Вешняков отверг инициативу Дубровиной, которая предложила публиковать в бюллетенях для голосования вместе с названием партии и весь список кандидатов. По его мнению, излишне сложная форма бюллетеней приведет к большому количеству ошибок при подсчете голосов, а значит, и к искажению итогов выборов. О том, как сейчас искажаются итоги выборов и в чью пользу, Вешняков не уточнил.

Таким образом, о введении преференциальной пропорциональной избирательной системы, о которой с подачи Вешнякова уже стали думать многие аналитики, говорить все же не приходится. На сегодняшний день, если и планируется коррекция избирательного законодательства, то только в формальном ключе с незначительными концептуальными поправками. В сложившейся ситуации, когда к старым партиям (или псевдопартиям) доверие утрачено, а подлинных партий еще не создано (да и не планируется в связи с доминантным положением "всеохватной" ЕР), декларируемая властью цель на создание условий для партстроительства обречена на провал. При семипроцентном заградительном барьере мы будем иметь парламент не в качестве института представительства интересов избирателей, но как законодательный механизм (что видно уже сегодня), а значит, и вообще кризис легитимности парламентаризма в России.


Георгий Ковалев
02.06.2004

Статья опубликована на сайте Политком.Ру

Постоянный URL статьи http://www.politcom.ru/2004/analit129.php


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Политком.Ру: Макаренко Б., Верна ли будет пропорция?

 Демократия.Ру: Кынев А., Пропорциональная Россия

 Демократия.Ру: Кириченко Л., Прозрение Вешнякова - закон можно еще ухудшить!

 Демократия.Ру: Кынев А., Диагноз - партийная недостаточность

 Демократия.Ру: С.Ланаускас, Опыты на избирателе




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019

 23.01.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта