Демократия.Ру




Когда народ в государстве развращен, законы почти бесполезны, ежели не управляется оно деспотически. Наполеон Бонапарт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


31.05.2016, вторник. Московское время 10:46

Обновлено: 01.10.2004  Версия для печати

Бюрократический феодализм: жребий брошен

Михаил Малютин

Бюрократический феодализм: жребий брошен.

Привел бог Еву к Адаму и сказал: «Ну, выбирай себе жену!»
Анекдот брежневских времен.
Мы от Топтыгина великих злодейств ждали – а он Чижика съел!
М. Салтыков-Щедрин. «Медведь на воеводстве».

Очевидно, что обнародованные 13 сентября решения Путина готовились уже давно: некоторые считают, что сама идея возникла еще в момент создания федеральных округов как их «второй шаг». Другие аналитики (уже более точно) фиксируют наличие данных разработок в пакете «программы Путина второго срока»: лично мне впервые пришлось с ними столкнуться «на уровне бумажек» при бездарной попытке организации Козаком «программной кампании Путина» в начале 2004 года. Только в том варианте не было даже декорума «выборов глав местным законодательным органом» (для успокоения местных элит и «мирового сообщества»): предполагалось прямое и простое «назначение президентом». Сопротивление Суркова, разумно доказавшего тогда Самому крайнюю непопулярность данных идей в массовом сознании России (что подтверждается всеми последними опросами и по выборам губернаторов, и по выборам одномандатников) притормозило их реализацию не только по ходу избирательной кампании-2004, но и позднее.

Однако массовая «губернаторская фронда» по поводу «монетизации льгот», начавшаяся уже с мая, и резкое падение степени управляемости ситуации в регионах из центра (в условиях бардака, созданного внутренними конфликтами парализованного «реформами Козака» правительства Фрадкова) летом текущего года, подтолкнули «коллективного Путина» к новому «походу на выборность» глав регионов - по крайней мере, на уровне разработки административных «прожектов на осень». Жгучий позор Беслана, показавший всему миру и собственному населению в прямом эфире вопиющую неэффективность бюрократического аппарата («силовики» дано стали вороватыми импотентами) и резкое падение личной популярности Самого стали только дополнительными факторами, заставившими довольно нерешительного человека – решиться окончательно покончить с «выборными реликтами» предыдущей эпохи. С обоснованиями предлагаемых мер «контр-террористическими задачами» изначально было очень плохо на фоне скачка недоверия массового сознания Власти после Беслана. Пропагандировать «инициативы Путина» то ли не выделили денег, то ли вообще не посчитали нужным – все получалось в плане пиар (при шумном восхищении губернаторья, «Единой России», придворных ТВ-аналитиков и т.п.) крайне топорно и глупо не только в России, но и на весь мир. Ну, разве что хоть одобрения Реформы со стороны «передовых пенсионеров» не показывали на всю страну – как в ситуации с «монетизацией льгот»…

Анекдотичность ситуации с бюрократической точки зрения заключается прежде всего в том, что (как и с «административной реформой правительства») бумажки очередной Реформы готовились под руководством Козака, после чего Долбодятел Дима (в силу очередного Нового Назначения) оказался жертвой собственной писанины: второй раз «бледнолицый брат Василий Иванович» наступил на те же грабли. В прошлый раз он минимизировал роль аппарата правительства – в результате чего лишился рычагов в реализации собственных глупостей (и затих, в последние месяцы лета вообще не подавая на своем посту никаких признаков жизни). В этот раз гонористый и скандальный (на любых постах) Долбодятел Д. К. назначен «рулить» регионом, находящимся в предвзрывной фазе даже в ранее относительно спокойных своих фрагментах: никаких «дополнительных полномочий» он при этом реально не имеет, а «выборность» в республиках северного Кавказа ныне действительно не имеет ни малейшего значения. Однако, действительно, похоже, что «выборы» сначала Зязикова, потом Кадырова а ныне Алханова стали для Путина некоторым «культурным образцом», в соответствии с которым он намерен делать вид, что «правит Россией в целом»: от осознания этого факта довольно многим – и не только в «мировом сообществе» - сразу стало нехорошо, хотя ни «великих злодейств», ни даже мелких и «срамных» далее пока не последовало…

Фактически Рейтингоносцем по итогам «бесланского позора» взят курс на удержание личной власти – не просто «всерьез и надолго» (без всяких иллюзий про «преемника»), но и любой ценой. Другое дело, что суетливо и истерично борясь с во многом мнимыми угрозами («выборность», конечно, проще «замочить в сортире», чем террористов) рычагов влияния на ситуацию внутри самой бюрократии Путин пока не имеет – и не похоже, что может реально создать к ВСЕ БОЛЕЕ НЕИЗБЕЖНОМУ моменту, когда без насилия власть будет действительно не удержать. Больше всего меня и моих коллег поражает искусственный характер большинства вполне реальных и все более опасных кризисов 2004, когда Верховный Правитель, почувствовавший свою Неудачливость после длинной череды незаслуженного везения, активно Сам начал искать приключений на свою задницу – начиная с отставки правительства Касьянова. Более чем в 80 регионах России законодательство абсолютно не готово ни к административной реформе, ни к пресловутой «монетизации», они фактически остаются вне нормальной бюджетной процедуры уже ближайшей зимой и весной. Очень похоже (по мнению многих информированных аналитиков в Москве и регионах), что заявленное в сентябре-2004 под антитеррористическим предлогом «назначенство глав» и выступает как некая «стратегия упреждающего удара» по отношению к данной искусственно созданной самим Кремлем «угрозе достигнутой стабильности».

Фактически же право назначения губернаторов Путиным означает, что (борясь с пока мнимой угрозой «РАСПАДА России») этот торопливый бюрократический бред будет проводиться в реальность именно любой ценой в самое ближайшее время – провоцируя неизбежный взрыв озлобления населения и создавая угрозу уже реального распада страны. Дело тут не только не в «пунктике» Путина лично насчет «чрезмерных социальных обязательств нашего государства» - хотя его восторг по поводу того, что «в Китае вообще нет пенсий» на одной международной посиделке «в верхах» чрезвычайно показателен для умонастроений Самого. Активной части общества наглядно дали понять «реформами» сентября-2004, что легальными путями все более непопулярный в этой среде «режим» не убрать – да и ужиться с ним (ведя при этом привычный образ жизни) в России не получится уже в самом ближайшем будущем. Разумеется, в России ничего никогда не случается быстро – и многое в резкости оценок (включая массовые надписи на заборах в стиле «Путин – говно!», явно никем не организованные – судя по стилю исполнения) можно пока списать на «постбесланский синдром»: однако давно предсказываемый серьезными социологами в лице Л. Бызова «необратимый разрыв» Рейтингоносца с ожиданиями большинства стал реальным фактом, вопрос теперь только в новой конфигурации общественного сознания и темпами перемен.

Разумеется, степень неприязни к «президенту Вовочке» сильно отличается в региональном разрезе, если говорить о чисто русских по населению регионах страны. Опросы ВЦИОМ-2004 показали, что более 30% населения крупных и самодостаточных регионов Сибири и Дальнего Востока (причем наиболее социально активные слои, «русские националисты» или патриоты по убеждениям) являлись сторонниками отделения от «московского колониализма» еще по опросам лета минувшего года, до всяческих «последних глупостей»: пока не в смысле полной государственной независимости – но создания Дальневосточной или Сибирской республик, которые будут иметь не меньше прав на налоги и внутреннее самоуправление, чем Татарстан или Чечня. Чем меньше ощущается Китай или ислам в их регионе как «реальная и непосредственная угроза» населению и элитам - тем процент так настроенных людей в регионе выше. Так что, возможно, карикатурное назначение «силовика» Квашнина в Сибирь выступает как некий элемент «стратегии упреждающего удара» по отношению к данной искусственно созданной самим Кремлем угрозе. Хотя лично я думаю, что особого смысла в данной бюрократической «кадровой глупости пока искать не надо, особенно «задним числом»: так можно договориться и до того, что Беслан был специально устроен для провала выборов Януковича на Украине – путем резкого понижения рейтинга Путина (как я уже на полном серьезе слыхал – с диаметрально противоположными эмоциональными оценками данного вполне «бесспорного события» - в разных «серьезных кабинетах» от людей, ранее производивших впечатление абсолютно вменяемых)…

Так или иначе, после практической реализации самых первых шагов реформы Путина-2004 РЕГИОНЫ ФАКТИЧЕСКИ ОТДАЮТСЯ «НА КОРМЛЕНИЕ» - В ОБМЕН НА ЛОЯЛЬНОСТЬ «ЦЕНТРУ» И ПУТИНУ ЛИЧНО: от населения и так называемых «региональных элит» губернаторы становятся абсолютно независимы. Большая часть губернаторов дружно поддержала президента не только потому, что не хочет больше на выборы – кроме пока еще выборных «снизу» мэров региональных центров в рамках новой модели глава назначает по своему произволу глав районов, поселков и т.п. Такого полного «бюрократического феодализма» с произволом беспредельничающих «Топтыгиных на воеводстве» не было даже при последних Романовых: в АП (и федеральных округах) чиновники поумнее уже с ужасом думают, как будет практически реализовываться модель «кради, пока тебя не сняли» на фоне «монетизации», возможных кризисных явлений мирового рынка и т.п.. Дальше возникает вполне «счетная задача» по управлению любыми антипутинскими силами реальным недовольством населения - без регулярных и учащающихся взрывов которого нынешний режим будет действительно сидеть «всерьез и надолго»: причем совсем не обязательно - с персонально именно этой фигурой во главе по мере падения ее «рейтинга» в стране и мире.

Никаких форм контроля за регионами сегодня в Москве нет просто потому, что в Кремле нет информации о том, что там творится (1 федеральному инспектору на регион – будь он хоть ангелом во плоти – не справиться даже с систематизацией доносов). С федеральными округами отношения теруправлений и регионального отдела – не выстроены, бардак и конфликты внутри АП мной описывались уже неоднократно. Особенно жутковато выглядит эта структурная модель-2004 – при фантастическом умении Путина назначать на должность абсолютно неадекватных людей, а потом не снимать их даже при полном провале или чудовищном воровстве. Бездарно-вороватого Яковлева с «коммуналки» бросили на Кавказ, теперь – на Минрегионнац; скандального «Козака с инициативой» из АП – сначала на правительство, теперь будет «последний бросок на Юг»): так или иначе, сатрапы Москвы становятся абсолютно бесконтрольны легальными путями, а взрыв взяточничества на всех уровнях бюрократии явно будет предшествовать социальному. Если начнутся более-менее регулярные «расправы с коррупционерами» и «пособниками террористов во власти» - то агония режима может несколько затянуться…

Очевидно, что новая Дума по «пропорциональной системе» фактически будет персонально назначаться в любом из допущенных в нее списков в Администрации президента: вряд ли этих списков реально будет больше двух-трех, дурачок Рогозин надеется, что именно он «третьим будет», а на самом деле первым – в роли «новой партии власти» после развала «Единой России». Для небольшого утешения Западу и его платной агентуре из «гражданского общества на гранты» остается такая новая совещательная декорация как «общественная палата». Бюрократические причины введения «новой демократии» предельно просты – губернаторские выборы в стране (как и исходы голосования в одномандатных округах) даже в 2004 году все еще остаются в России непредсказуемы для верховной власти, все более непопулярной и внутренне не уверенной в себе: следовательно, их больше быть не должно как ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩЕГО ФАКТОРА И «ПОСОБНИКА ТЕРРОРИЗМА»! Таким образом, всем экономическим, общественным, политическим и идеологически силам огромной страны, все еще неподконтрольным вороватой и бездарной бюрократии – на наших глазах избавляющейся от последних рудиментов «социальной ответственности перед народом» - предложены такие новые «правила игры без правил», где легального места им больше не остается, даже на уровне давно ничего не решающих «декораций демократии». Самодержавие же в России (вне зависимости от степени его пиарности и декоративности), как известно из нашей истории, бывает ограничено не конституциями и выборами – а удавкой, революцией и или распадом страны…

Теперь – о некоторых подробностях сентябрьской ситуации в деталях. Чем больше с разных концов продолжаются «раскопки в Беслане», тем больше странных вещей выясняется в духе украинского анекдота про падающий на балкон пятиэтажки «кукурузник», который из всех жертв и разрушений порвал бельевую веревку: «якая державность – такий и «терроризьм»! Практически установленным по самым разным каналам (включая и надежные источники в «сообществе боевиков») фактом можно считать, что банда в Беслане абсолютно не собиралась «сапопожертвовать» (не собиралась и на Дубровке, но те ублюдки хоть искренне могли надеяться, что Путин сдастся, а их с заложниками выпустят). Как их удалось Кому-то заманить в кольцо вооруженных осетин, а потом бросить без всяких инструкций и надежд на выживание – эти вопросы лучше пока задавать напрямую Аллаху или спецам по психиатрии вайнахских и прочих бандитов. Больше всего в смысле «пиар» от случившегося выиграл от Беслана Буш в смысле скачка «рейтинга» до 10% отрыва от Керри. Явно был и какой-то четкий для наших спецслужб «великобританский след» (неясно в деталях, закаевский или березовский) – судя по тону заявлений Лаврова и прочей публики в МИД, явно напрямую инспирированных Путиным.

В подробностях причины истерического сентябрьского припадка «антизападного бешенства» ВВП не ясны – да по большому счету и не важны для анализа реальных дальнейших событий в стране и за рубежом. Путин явно сделал ставку на победу Буша «любой ценой», ему он простил даже публичное хамство по поводу оценки своих «избирательных нововведений» (раз начал сравнивать себя любимого с 11 сентября – то получи по полной программе за свое неуклюжее «в Беслане бузина, а в регионах Вертикаль»). Все еще вполне реальная возможность победы Керри – как мне представляется, это единственный серьезный ограничитель «преобразовательного произвола» президента Вовочки внутри России в направлении «имитации абсолютизма», Буш и «старая Европа» явно ограничатся имитациями протестов для успокоения русофобски настроенного «общественного мнения». Насколько успешно удастся навязать Путину нам свою персональную модель бюрократического феодализма как новый образ жизни и пиарно «светлое будущее» - всем станет ясно уже в ближайшее полугодие.

Сегодня же, борясь за победу Ющенко в Украине, русские политтехнологи отстаивают себе «рабочее место» у соседей – против «запрета на профессию» в России, который им подарил господин президент. Высокий рейтинг Путина действительно сокрушительно ударил по Януковичу после Беслана: чтобы нас «донецкие» продали таким москалям – этого большинство населения «незалежной» абсолютно не хочет! Другое дело, что Ющенко ведет кампанию настолько бездарно и вяло, что все еще вполне может ее проиграть: его «отравление», травма от яйца у Януковича – все это самостийное пиар-безобразие мой коллега описал непристойно-точной формулой «волки от испуга взяли друг у друга»… Похоже, что Янукович окончательно взял курс на фальсификацию своей победы «любой ценой» при нейтралитете Европы, занятости США своими выборами (поддерживает Ющенко не очень влиятельные фигуры из окружения Керри, Бушу тут «все по барабану») и митации поддержки Россиим и Путина лично, все более контрпродуктивной электорально, но необходимой при «лукашенкизации» режима: замена министра обороны Марчука и т.п. Но если донецкая Урка хорошо понимает, какова будет эта Цена и что поставлено для него и клики реально на карту – то «коллективный Путин» явно опять активно лезет в ловушку для того, чтобы потом завопить на весь мир: «Не виноватая Я!» Особенно если побеждает Керри, а Буш не сумеет удержать власть в стиле «пересчета-2000»…

Возвращаясь к Беслану, можно сделать предварительный вывод, что сложно устроенными Организаторами Акта была сделана, казалось бы беспроигрышная ставка на полное и гарантированное уничтожение всей тысячи заложников: поскольку же в кольце оказались не пиарно-мифические «шахиды» (с которыми пытались вести «типа переговоры» наши бюрократические и «кривоохранительные» идиоты), а вполне обычные совковые «беспредельщики» - то и вышла реально Большая Мерзость, но погибло только около трети заложников. Казни психующих от безысходности «типа смертников» лидерами попавшей в ловушку банды – были, случайно-самопроизвольный взрыв – был, а теперь по всей Чечне и Ингушетии идет Большой Шмон – началась охота за Награду за Головы (помимо «большой федеральной» - за мелкие головы «кровников» тоже широко объявлена «плата по таксе», совсем как в «Кавказской пленнице»). Описывать сентябрьскую «эпидемию» типа предотвращенных «кривоохранительными органами» пиар-терактов в Москве и других городах России я считаю занятием вполне непристойным: среди арестованных «шахидок» могли быть и настоящие, но когда третью неделю тянется поганый спектакль на весь мир - «таки это труп Пуманэ или нэ»!?

Впрочем, соображения «приличия» после Беслана и «нового конституционного платья» президента роли не играют: ранее Конституционный суд специально признал (применительно к Удмуртии) неконституционность выборов главы региона Законодательным Собранием. Потом на этом же основании была заменена старая избирательная система в Дагестане, где в 2006 году предполагались прямые выборы: ясное дело, небезынтересно будет узнать мнение проституционного Суда – когда к 1 января 2005 года новое законодательство будет принято окончательно. Не хочется заниматься и комментариями по поводу последних выборов губернаторов – это уже скорее напоминает анекдот про последнее партсобрание: герой которого сказал, что если бы знал, что оно точно последнее, то не только сам пришел бы, но и всю семью с собой привел посмотреть! Путин в какой-то момент в конце сентября «истерил» по поводу немедленной отмены всех выборов и в конце 2004 года (мнение Вешнякова, что новая норма начинает действовать в России только после истечения срока полномочий каждого из глав – это всего-навсего личное мнение главы «Министерства демократических выборов», статус которого резко падает на глазах), однако потом отвлекся н какие-то другие вопросы – или его уговорили потерпеть еще 3 месяца.

Мелочи политической жизни (вроде попытки лишения Глазьева мандата в Подольском округе за «нарушения порядка финансирования», объединенного иска в Верховный суд КПРФ, «Яблока» и комитета-2008 по поводу признания выборов-2003 в Государственную Думу недействительными, инициирования «Родиной» Рогозина процедуры отставки правительства Фрадкова – для чего им нужны еще и голоса КПРФ) подробно анализировать я пока не вижу смысла. Все это напоминает проблемы прически на уже отрубленной голове публичности и выборности: существовавшую по инерции декорацию решено убрать Свыше – и ее никто в стране не собирается защищать всерьез. Да, Путин вступил в довольно резкое противоречие с мнением абсолютного большинства населения про формы выборности власти в стране; однако он давно в противоречии по проблеме возврата к смертной казни (куда более нервно воспринимаемой в России квалифицированным большинством в 80%) – что абсолютно ничего не означает для поведения власти в ситуации социальной пассивности.

В экономике в сентябре тоже не случилось ничего значимого: ну, берет Кудрин откат в 4% с каждого нового признаваемого Россией государственного долга (так что выплачиваем все больше, а сумма долгов растет): ну а зачем МНИМОЙ России деньги, если она десятки миллиардов профицита держит в американских ценных бумагах с отрицательной нормой рентабельности!? Обсуждать проблемы экономической политики правительства, удвоения ВВП и прочие «казенные заморочки» я считаю в таких «рамочных условиях» занятием вполне непристойным. Банковский же и прочие реальные кризисы пока находятся в стране примерно на том же уровне, что и летом-2004. Скорее всего (по оценкам большинства серьезных аналитиков) все это обязательно «рванет», но вряд ли в ближайшие месяцы; до полугодия «остатков путинской стабильности» в разных сферах еще должно хватить – если, конечно, ситуацию искусственно сильно не «дергать сверху». Вообще когда из числа моих хороших знакомых основная масса лично вполне патриотически настроенных аналитиков и бизнесменов серьезно нацелились на вывоз капитала и эмиграцию (кому уж как повезет в смысле работы) в самом ближайшем будущем, причем дано дозревавший «умонастрой» окончательно кристаллизовался именно в сентябре-2004 в стиле «пока еще можно спокойно уехать – а завтра надо будет бежать» (и можно не успеть!), мне это о реальной ситуации в стране говорит лучше любой экономики, социологии и политологии…

Михаил Малютин, политолог, президент Ассоциации промышленности и экономики

* * *

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакторов сайта




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 18.05.2016

 24.04.2016

 23.04.2016

 22.04.2016

 20.04.2016

 11.04.2016

 11.04.2016

 08.04.2016

 08.04.2016

 02.04.2016

 27.03.2016

 27.03.2016

 26.03.2016

 22.03.2016

 14.03.2016

 11.03.2016

 08.03.2016

 08.03.2016

 08.03.2016

 05.03.2016


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2016  Карта сайта