Демократия.Ру




Пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики. Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924), российский революционер, крупный теоретик марксизма


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 19:48

Обновлено: 22.11.2004  Версия для печати

Некому купить Юганснефтегаз? Назначат!

Стрингер.Ру

В 1996 году Юганснефтегаз был приобретен группой МЕНАТЕП за 350 млн долларов, полученные взаймы у государства…Сегодня группа МЕНАТЕП, считающая себя добросовестным приобретателем Юганскнефтегаза и готовится оспорить действия российских финансовых институтов в международном суде в Стокгольме.

Российские СМИ с сожалением констатируют, что Юганснефтегаз уплывет, по-видимому, в руки иностранной нефтяной компании, потому что в России ни у кого нет 8 млрд долларов на приобретение главного актива ЮКОСа даже по заниженной начальной цене. Но это ничего не значит. Как девять лет назад МЕНАТЕП приобрел ЮКОС по заниженной цене, к тому же, на заемные деньги (в сущности, это была ПЕРЕДАЧА государственного актива в частные руки) так и сейчас возможна почти такая же передача.

Девять лет назад в России еще была свобода печати, поэтому в СМИ можно было встретить откровенные тексты, рассказывающие о реальных событиях. К примеру:

«Закладываемый "ЮКОС" стал поводом для межбанковской стычки. Немудрено: речь шла о 78% нефтяной компании, располагающей 2 млрд. тонн запасов. Руководители "Инкомбанка" (Владимир Виноградов), "Альфа-банка" (Михаил Фридман) и "Российского кредита" (Виталий Малкин) заявили на пресс-конференции в конце ноября, что не выступают против самих залоговых аукционов, но протестуют против "неравных условий, созданных для их участников".

Банки, почувствовавшие себя обойденными еще накануне тендера, высказали следующие претензии:

"Менатеп" проводит аукцион и одновременно является его участником;

"Менатеп" принял на себя обязательства, во много раз превышающие его собственные средства и намерен использовать в ходе конкурса и аукциона средства Минфина РФ;

"Менатеп" не выполняет взятые на себя инвестиционные обязательства по большинству уже приобретенных предприятий.

Три банка заявили о намерении выступить на аукционе/конкурсе единым фронтом и подчеркнули при этом, что не только они, но и ни один другой банк не располагает такими свободными средствами, которые требуются для внесения залога (350 млн. долларов). Для высвобождения средств банки будут вынуждены продавать ГКО, что может "обрушить" рынок. С другой стороны, суммарные активы, капитал и прибыли консорциума в несколько раз превосходят соответствующие показатели "Менатепа". В связи со всем вышеизложенным фрондеры предложили "перенести сроки инвестиционных конкурсов и залоговых аукционов для стратегически важных предприятий на определенный срок, необходимый для доработки условий их проведения".

Михаил Фридман счел нужным категорически опровергнуть обвинение вице-президента "Менатепа" Константина Кагаловского в том, что "Альфа-банк" предлагал поделить комиссионные и перепродать акции "ЮКОСа" иностранному инвестору.

Показательно, что три банка, по российским меркам крупнейшие и входящие в число "уполномоченных", обратились к государству-арбитру, но помимо этого позволили себе возмутить общественное мнение. Арбитр - как и в других случаях, - очевидно, принял решение заранее: "Менатеп" оказался наиболее уполномоченным. Собственно, банковская группа Михаила Ходорковского была наиболее подготовленной, "обреченной на успех".

Реакция "Менатепа" и третейского судьи - правительства, - на демарш не заставила себя долго ждать. Министерство финансов 29 ноября официально опровергло использование "Менатепом" государственных средств, подчеркнув, что подобное утверждение является "абсурдным с финансовой точки зрения", поскольку "государственные средства Минфина РФ ограничены сметой на содержание органа государственного управления и по своим параметрам несопоставимы со средствами, необходимыми для участия в приватизации". Министерство предположило, что возможно банкиры имели в виду средства федерального бюджета и заявило на это, что банку "Менатеп" эти средства ни в текущем, ни в прошлом году не выделялись. "Напротив, банк "Менатеп" предоставляет краткосрочные кредиты правительству РФ в процессе исполнение федерального бюджета".

Одновременно в Московский городской арбитражный суд поступило исковое заявление банка "Менатеп" о защите деловой репутации и компенсации морального ущерба в связи с попыткой трех банков изменить условия инвестиционного конкурса и залогового аукционоа по "ЮКОСу". Михаил Ходорковский в интервью "Коммерсант-Daily" заявил, что выступление трех банков стало для него "полной неожиданностью", поскольку ранее между банкирами была достигнута договоренность: несмотря на то, что до конца скоординировать шаги не удается, действовать надо в рамках приличия. Заявление о ненвыполнении "Менатепом" своих инвестиционных обязательств он назвал "непрофессиональным". Согласившись с тем, что ни один банк "не потянет" внесения суммы залога, Ходорковский сообщил, что "Менатеп" поддерживают некоторые банки и компании (причем только российские).

30 ноября первый заместитель Центрбанка Александр Хандруев сделал жесткое заявление о том, что ЦБ примет адекватные меры, если Инкомбанк, "Альфа-банк" и "Российский кредит" попытаются обрушить рынок ГКО, хотя "мнение этих банков о мере своего влияния на валютный и фондовый рынки явно преувеличено". Г-н Хандруев пригрозил консорциуму, что ЦБ теперь оставляет за собой право "подумать о том, предоставлять ли этим банкам конформные письма". Он также подчеркнул, что банкиры, по всей вероятности, не отдают себе отчет в том, какие политические и экономические процессы они затрагивают своими заявлениями.

В свою очередь Альфред Кох заявил, что не видит основваний для переноса сроков аукциона/инвестиционного конкурса по "ЮКОСу", А вице-премьер Анатолий Чубайс отметил, что "Инкомбанк", "Альфа-банк" и "Российский кредит" намеревались привлечь иностранный капитал для участия в аукционе: известны даже "и адрес, и имя иностранного инвестора, средства которого они хотели привлечь". В разрешении вносить в качестве залога ГКО было отказано.

Вслед за тем консорциум получил отказ в регистрации заявки на участие в залоговом аукционе/инвестиционном конкурсе. Заявку от имени консорциума подало АО "Бабаевское", которое в день проведения досрочно выбыло из борьбы. Победителем стало ЗАО "Лагуна", предложившее максимальный объем кредита - 160 млн. долларов и инвестиции в размере 150,1 млн. долларов. С ним соревновалось ЗАО "Реагент". Оба соискателя представляли интересы "Менатепа".

По окончании аукциона первый вице-президент "ЮКОСа" Виктор Иваненко ( бывший председатель КГБ СССР и бывший начальник КГБ по Тюменской области) заявил в интервью "Эксперту", что компания не опасается возможности быть проданной: "прежде чем продавать компанию нужно подготовить. Сейчас в "ЮКОСе" надо наводить порядок, в первую очередь, в финансах, в бухгалтерии, чтобы все было прозрачно. Надо ликвидировать "черные дыры", куда уходят деньги. И мы уже начали это делать в "Юганскнефтегазе". А вот потом уже можно будет продавать акции небольшими пакетами, подороже, но контроль сохранить. В "Менатепе" сейчас работает бывший замминистра финансов Александр Самусев. Ранее он был замминистра нефти и газа и мы прекрасно находим с ним общий язык".

14 декабря декларацию о совместной деятельности по развитию "ЮКОСа" подписали "Менатеп", ТОКОбанк, Столичный банк сбережений, Промрадтехбанк, "Нафта-Москва", АО "Росконтракт", ФПГ "Сплав" и ФО "Курганмашзавод". Партнеры обязались обеспечить необходимые для развития компании инвестиционные ресурсы, а также не продавать, не закладывать и не передавать в управление иностранцам контрольный пакет акций НК. Вслед за тем победитель поспешил закрепить 15%-ый потолок в уставе "ЮКОСа", ссылаясь на указ # 1403. Оградить интересы финансово-промышленной группы от посягательств более богатых иностранцев можно лишь с помощью государства. Одновременно инвестиционные обязательства объемом $ 200 млн., послужат дополнительным доводом в пользу того, чтобы по истечении срока залога позволить залогодержателю стать полноправным владельцем.

Подытоживая события, г-н Ходорковский объяснил в интервью "Коммерсант-Daily", что условием подключения к возглавляемому "Менатепом" консорциуму были деньги, и это не исключало участия "Инкомбанка", "Альфа-банка" и "Российского кредита". Более того, " с этими банками мы разговаривали еще до конкурса. Проблема в том, что они хотят участвовать в работе с "ЮКОСом", не заплатив тех денег, которые это реально стоит другим участникам. То есть они не хотят брать на себя пропорциональный риск … В "ЮКОС" можно вложить столько денег, сколько есть - и все равно будет мало. В рамках инвестиционного конкурса нам удалось обойтись без глупостей и обозначить то, что реально подъемно сейчас, - $ 350 млн. на 3 года. Однако у "ЮКОСа" есть проекты стоимостью около $ 40 млрд. на 10 лет. Проблема в том, что ресурсы сегодня очень дороги, и при такой стоимости денег эти проекты не окупаемы. Окупаемы они будут тогда, когда Россия переместится с нижних строчек мирового инвестиционного и кредитного рейтинга … Если окажется, что в течение ближайших 5 лет мы не сможем обеспечить 10-летние инвестиции в размере $ 40 млрд., это будет означать, что Россия как страна не существует. $ 4 млрд. в год - это меньше 1% валового дохода, и это вполне подъемно … позиция в отношении иностранных инвесторов действительно принципиальная - welcome. Но управлять стратегически важными предприятиями мы буем сами".

Так описывал события "Российский нефтяной бюллетень" N 71, январь 1996 г, то есть девять лет назад.

А вот, что пишут сегодня практически все СМИ (обзор «Ъ», «НГ» и др. ежедневных газет)

«Слишком низкая по сравнению с реальной стоимостью компании, эта цена является достаточно высокой, чтобы «отсечь» от участия в нем любую российскую нефтегазовую компанию. Эксперты утверждают, что у многих отечественных нефтяников не хватит наличности на счетах даже на внесение залога.

Это означает, что участников аукциона будет немного и что «Юганскнефтегаз» скорее всего достанется иностранной компании. Для властей это будет хорошим способом снивелировать негативный эффект от «дела ЮКОСа», «заткнув» иностранным инвесторам рот приличным куском российской «нефтянки».

«если собрать пул компаний, то тогда, возможно, им хватит ресурсов».

Если в аукционе действительно примет участие пул российских компаний, его итоги фактически предрешены. Практика показывает, что победитель крупных аукционов в России всегда предсказуем, итоговая цена продажи оказывается ненамного выше начальной, а реальные, но нежелательные претенденты на покупку под разными предлогами удаляются из участия в конкурсе. А делить «Юганскнефтегаз» консорциуму российских компаний скорее всего не придется - реальным владельцем будет лишь одна компания, остальные выступят «спонсорами» покупки, а затраченные средства вернутся им в виде части прибыли «Юганска» и политических гарантий неприкосновенности.

Если миноритарные акционеры ЮКОСа решат последовать совету Михаила Ходорковского и обратятся в международные суды, последствия для России могут быть непредсказуемыми - достаточно вспомнить иск швейцарской фирмы NOGA к российским государственным структурам, по которому судебные приставы во Франции арестовали парусник «Седов» и чуть было не арестовали самолеты Су-30 и МиГ-АТ, прилетевшие в Ле Бурже на авиасалон.

«…После проведения аукциона «счастливому» обладателю «Юганскнефтегаза» и Российской Федерации придется столкнуться с обвинениями Menatep Group в нарушении Энергетической хартии. Этот документ, подписанный в том числе и Россией, предполагает возмещение ущерба инвестору в энергетику в случае экспроприации его имущества. Кроме того, Тим Озборн пообещал также предъявить к досрочному погашению предэкспортный кредит, выданный Menatep Group, новому владельцу «Юганскнефтегаза». По его словам, «уже сейчас с высокой степенью вероятности можно сказать, что ЮКОС без «Юганскнефтегаза» обанкротится, так как стартовая цена намного ниже задолженности компании, и даже продажа «Юганскнефтегаза» не решит его проблем». общая сумма налоговых требований к компании превысила все разумные пределы и составила 24,2 млрд. долл. Очевидно, что для покрытия этой суммы не хватит не только «Юганскнефтегаза», но и всех остальных дочерних предприятий ЮКОСа.

Пока никаких желающих приобрести Юганскнефтегаз не наблюдается».

В России, в общем-то, ничего не меняется, кроме политических фаворитов власти. Значит, главная ошибка руководства ЮКОСа, действительно, политическая: компания не сумела сохранить место политического фаворита власти.


22.11.04

Статья опубликована на сайте Стрингер.Ру

Постоянный URL статьи http://www.stringer.ru/Publication.mhtml?PubID=3593&Menu=&Part=37


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Ратникова Н., По сценарию ЮКОСа

 Демократия.Ру: Абросимов И., Роковые яйца, или катастрофа Вексельберга

 Демократия.Ру: Погодин М., Путин займет место Ходорковского

 Демократия.Ру: Любарская Е., Длинные уши Игоря Сечина. Игорь Сечин возглавил совет директоров "Роснефти"

 Демократия.Ру: Олейник А., Повелитель крыс

 Демократия.Ру: Олейник А., Казнить – нельзя – миловать

 Демократия.Ру: Орешкин Д., О чем молчат олигархи




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта