Демократия.Ру




Авторитарная власть всегда пугает народ кровью революции, но кровь революции - ответственность власти, а не революционеров. Борис Березовский


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


06.12.2024, пятница. Московское время 12:37

Обновлено: 03.08.2001  Версия для печати

Новая программа ИРИС по лоббированию общественных интересов

Лоббирование общественных интересов. Так называется новый проект, разработанный нами при поддержке Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» и фонда «Нет алкоголизму и наркомании!», который представляют соответственно Татьяна Ивановна Виноградова и Нодари Лотариевич Хананашвили.
Это трехдневный непрерывный семинар-тренинг, который предполагает сочетание лекционных курсов, деловых и психологических игр с подробным разбором трудных моментов и комментариями специалистов. Мы провели уже два мероприятия в рамках этого проекта - 25-27 июня 2001 года в Зеленогорске (с охватом Северо-Западного округа) и 9-11 июля 2001 года в Иркутске (Сибирский федеральный округ).

Конечно же, всё начинается с знакомства. Каждый рассказывает о себе и о том, что он хотел бы получить, узнать, услышать в ходе семинара. Ожидания. Какие они? Да самые различные. Оптимизация продвижения общественных инициатив, уточнение и состыковка общественного интереса с деятельностью органов местного самоуправления. Индикация потребностей для лоббирования во власти, социальное партнерство, защита от лоббистов, проведение кампании лоббирования в условиях ограниченности ресурсов, тактика и энергоемкость этого процесса. И общение с коллегами, потенциальными партнерами и возможными противниками, то есть теми, кто находится по другую сторону баррикад – чиновники, народные избранники, должностные лица.

Вводная лекция по теме «Лоббирование общественных интересов» проводится членом Совета директоров ИРИС Алексеем Станиславовичем Автономовым. Объяснение стадий законодательного процесса является безусловно необходимым для построения эффективной стратегии отстаивания интересов, также как и представление схемы усилий НКО по принятию законопроекта. Сущность, основные принципы и методы регламентации сложного комплекса представительства раскрываются на примере законодательного регулирования, как зарубежных стран, так и субъектов РФ, в частности Краснодарского края.

Вторая половина первого дня посвящена деловой игре «Принятие законопроекта Законодательным собранием». Участники создают три группы: Законодательное собрание, Ассоциация некоммерческих организаций и Союз предпринимателей. Последние две организации должны разработать концепцию закона о регулировании лоббистской деятельности, продумать и реализовать шаги по обеспечению принятия этой концепции. Это может быть единый проект, выверенный сторонами, или два конкурирующих и борющихся за голоса депутатов варианта. Законодательное собрание – в свою очередь – разрабатывает регламент рассмотрения концепции законопроекта и критерии его оценки. Эта игра позволяет выявить степень готовности людей к работе в команде и умение налаживать контакты с третьей стороной, убеждать, находить сторонников. Как показали два прошедших семинара, ни одной из групп ещё не удалось убедить высоко чтимое Законодательное собрание принять хотя бы за основу дальнейшего рассмотрения и разработки предлагаемую концепцию. Более того, даже согласованные действия двух групп не убеждали местный парламент обратить пристальное внимание к поднимаемой проблеме.

Хотя здесь стоило бы процитировать некоторые из дефиниций и положений, предложенных нашими участниками:
«Лоббирование – деятельность представителей негосударственных организаций, нацеленная на отстаивание и претворение в жизнь интересов отдельных социальных групп в органах законодательной и исполнительной власти».
«Лоббистская группа – группа негосударственных организаций, преследующих цель, чтобы представляемые ими интересы были в максимальной степени учтены в решениях государственных (в том числе законодательных) органов».
«Порядок образования лоббистских групп:
лоббистская группа считается образованной, если не менее трех негосударственных организаций приняли такое решение и составили свое лоббистское требование и протокол собрания».
«Права лоббиста: участие в работе профильных комитетов и Законодательного собрания и согласительных комиссиях, совещательный голос в Законодательном собрании,
получение своевременной информации о ходе рассмотрения внесенных предложений.»
«Обязанности лоббиста: подчинение решениям делегировавшей организации,
отчетность о деятельность, в том числе опубликование в СМИ.»

Второй день семинара посвящен проведению переговоров – столь элементарному и трудному одновременно процессу, который, будучи тщательно подготовленным и грамотно проведенным сулит успех практически любого разумного предприятия. Ведь переговоры как вид совместной деятельности всегда предполагают наличие как минимум двух сторон, чьи интересы лишь частично совпадают. При полном совпадении интересов стороны переходят к сотрудничеству, при расхождении – налицо конкуренция или даже конфронтация.

В процессе переговоров выделяются три стадии: подготовка, в ходе которой определяются цели, осуществляется планирование и проработка тактики, процесс ведения переговоров, подразумевающий взаимное уточнение интересов и позиций участников, их обсуждений и выработка договоренностей, и анализ результатов переговоров с выполнением достигнутых договоренностей. Для правильной оценки ситуации участник переговоров должен проработать следующие вопросы:
· Степень различия целей с партнером,
· Параметры действий партнера (сроки, средства, человеческий ресурс),
· Наличие дополнительной информации по сравнению с партнером,
· Организационное обеспечение исполнения договоренностей.
Значительным плюсом при проведении переговоров является умение определить и противостоять некорректным методам ведения переговоров. Выдвижение требование по возрастающей, в последнюю минуту или их ультимативность ни в коей мере не способствуют успеху. Дача заведомо ложной информации, постановка партнера в безвыходную ситуацию или отказ от собственных предложений тоже относятся к грязным уловкам, тогда как расстановка ложных акцентов в собственной позиции или расхождение в толковании достигнутых договоренностей являются более изящными приемами, что создает трудности при попытке поймать нечестного на руку партнера.

Как наиболее продуктивные тактики ведения переговоров специалисты обычно указывают на пакетный способ принятия решений, постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов и разделение проблемы на отдельные составляющие. Эти способы позволяют поэтапно рассматривать общий комплекс проблем, для разрешения которых ведутся переговоры, и методом взаимных уступок добиваться их устранения.
Третий день подразделяется на три составляющие: технология продвижения технологии, лекция «Основы лоббирования законодательной и исполнительной власти на местном и региональном уровне» и подведение итогов. Комплекс «Технология продвижения технологии» включает создание «прецедентов», иначе говоря, проведение пилотных проектов; внедрение идеи в массовое сознание через проведение комплекса PR-кампаний и принятие нормативно-правовй базы.
Иногда лекцию мы заменяем круглым столом, что позволяет участникам семинара рассказать об опыте их региона. Так, в Иркутской области при Администрации области создано Губернское собрание общественности, которое, к примеру, за 2000 год рассмотрело около 120 проектов - первичных инициатив и на реализацию части из них были выделены бюджетные средства. Правом обращения в собрание обладает любой гражданин или организация вне зависимости от форм собственности, которые обладают общественно значимыми проектами, требующими поддержки как в финансовом плане для их осуществления, так и организационно-технической.

В Томской области создан и уже эффективно работает в течение года Совет общественных инициатив при Областной думе, состоящий из сорока человек, из которых лишь пять: Председатель и главы комитетов работают с отрывом от производства, иными словами, на постоянной основе. Организационная структура: пять комитетов и секретариат.

При подведении итогов семинара каждый излагает свое мнение: трудности, приобретения, замечания. Наиболее часто встречающиеся недостатки в ходе деловых игр сводятся к значительной трате времени на внутренние переговоры, изначальное проигрывание стереотипов со стороны группы власти, нечеткая задача правил, нарушение взаимной коммуникации, непонимание целей игры и отсутствие контакта между группами.

Планируется проведение аналогичного семинара в начале сентября в Южно-Сахалинске.

Мы рады представить Вам более подробную информацию и по теории и практике лоббирования общественных интересов.




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 27.11.2024

 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта