Демократия.Ру




Большинство - зло. Биант. Один из семи мудрецов Древней Греции


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


07.12.2019, суббота. Московское время 01:56

Обновлено: 25.08.2005  Версия для печати

Кремль откладывает реформы в долгий ящик

Гай Чейзан

Проведение политических реформ в России откладывается в долгий ящик по мере того, как приоритетом становятся президентские выборы в 2008 году.

За три года до выборов нового российского президента Кремль уже охвачен предвыборной лихорадкой и отказывается от политических шагов, которые могут оказаться непопулярными. И это несмотря на то, что запланированные меры разрабатывались заранее с целью модернизировать российскую экономику и гарантировать ее рост на длительную перспективу.
Опасения спровоцировать и без того беспокойное население страны на фоне постоянного соперничества между конкурирующими кремлевскими группировками и неудачной административной реформы оказывают сильное влияние на процесс принятия решений в правительстве. "Экономическую политику сейчас диктуют будущие выборы, – говорит Михаил Дмитриев, бывший заместитель министра экономики, который сегодня дает консультации правительству. – Эпоха активных реформ завершена".
Это замедление реформ свидетельствует о парадоксальной ситуации: президент Владимир Путин сосредоточил в своих руках больше власти, чем любой другой лидер России постсоветских времен, и в то же время демонстрирует все большее нежелание использовать эту власть. В то время как конституция запрещает Путину выдвигать свою кандидатуру на третий срок, элита, которая находится у власти вместе с ним, готовится к тому, чтобы остаться у власти и после выборов 2008 года.
"Сегодня наблюдается стремление избегать сильного риска, – говорит Джон Литвак, главный экономист московского представительства Всемирного банка. – Настроение такое: "Зачем раскачивать лодку?"
Это выглядит резким контрастом по сравнению с первым сроком Путина, богатым на события, когда Путина хвалили и в России, и за границей за снижение налогов, сокращение бюрократической волокиты и восстановление разрушенных государственных финансов России. Кремлевские чиновники заявляли, что на этой основе Путин во время второго срока улучшит архаичные программы здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения.
Сейчас, через 1,5 года второго президентского срока Путина, эти планы реформ оказались под сукном. Между тем либералы в кабинете министров прилагают усилия к тому, чтобы сохранить одно из главных достижений Путина – макроэкономическую стабильность – притом что требования увеличить бюджетные расходы нарастают. Уже сегодня министры ослабили жесткую финансовую дисциплину последних нескольких лет: на прошлой неделе они одобрили бюджет на 2006 год, в котором будут резко увеличены социальные и военные расходы. Экономисты опасаются, что это может вызвать рост инфляции, которая сегодня держится на уровне 13%.
Сегодня решающая битва будет связана с проблемой проведения административной реформы, которая станет лакмусовой бумажкой доверия к кремлевским реформаторам. По плану амбициозная и кардинальная реформа муниципальных властей вступит в силу в январе следующего года, однако в прошлом месяце законодатели из пропутинской партии "Единая Россия" заявили, что страна не готова к этой реформе, и проголосовали за то, чтобы осуществление реформы было отложено до следующих президентских выборов.
"Если эту реформу отложат, то мы сможем сказать, что структурные реформы в России похоронены", – считает господин Литвак.
Споры по поводу этой реформы, которая передаст власть, деньги и собственность от региональных властей к обновленным муниципалитетам, вызвали разногласия среди ближайших советников Путина. Некоторые ратуют за то, чтобы реформа была отложена, в то время как другие выступают за немедленное ее проведение. Даже авторов этого проекта вынудили сменить курс – они согласились увеличить период проведения своей реформы.
Спор по поводу реформы местной власти – лишь один из вопросов, вносящих раскол в российскую элиту. Попытки усилить контроль государства за энергетическим сектором – поддержанные всеми соперничающими кремлевскими группировками – оказалось трудно воплотить в жизнь из-за внутренних конфликтов в Кремле. Объявленный Путиным в этом году план по слиянию газовой монополии "Газпром" с государственной нефтяной компанией "Сибнефть" в этом году развалился из-за того, что против выступила "Роснефть". Компании "Газпром" и "Роснефть", которые возглавляют конкурирующие между собой ближайшие соратники Путина, ведут борьбу друг с другом за контроль над нефтяной компанией "Сибнефть".
Кроме того, из-за внутренней борьбы в правительстве был с опозданием принят закон, определяющий правила участия иностранных компаний в разработке стратегических нефтяных месторождений. Это привело к задержке в проведении аукционов на разработку новых месторождений нефти.
Сами кремлевские чиновники называют главной причиной такой непоследовательной политики прошлогоднее решение Путина заменить премьер-министра Михаила Касьянова, работавшего в русле рыночных принципов, на осторожного Михаила Фрадкова, сторонника более сильной роли государства. После этого в правительстве произошла большая реорганизация, которая привела к параличу в некоторых министерствах, а также к потере темпа в их работе.
"Сегодня многое делается намного медленнее, чем раньше, – говорит Аркадий Дворкович, глава экспертного управления президента РФ. – Решения, которые было нужно принять еще несколько лет назад, так и не принимаются из-за разногласий между различными министерствами".
Эту инерцию еще более усилила "оранжевая революция" на Украине, которая произошла в прошлом году и лишила российскую политическую элиту присутствия духа. Затем, в январе этого года, реформа системы социальных льгот была настолько плохо проведена, что толпы пенсионеров вышли на улицы российских городов в знак протеста.
С другой стороны, ситуация в российской экономике складывается настолько хорошо, что есть мало стимулов улучшать положение дел. Рост цен на нефть и газ – главную экспортную продукцию России – вызвал огромный приток денежных средств в страну. Россия досрочно выплачивает внешний долг и откладывает свои доходы от нефти в специальный фонд, который копится на черный день и в котором, как ожидается, к концу этого года будет сконцентрировано почти 50 млрд долларов.
Между тем иностранные инвесторы опасаются продолжать работать в России из-за той атаки, которую власти провели против нефтяной компании ЮКОС. Но на сегодняшний день рынок ценных бумаг продолжает расти – в первое полугодие он достиг 4,5 млрд долларов, что на 1 млрд долларов больше, чем было год назад.
Аркадий Дворкович не согласен с высказываниями о том, что наблюдается отступление от принципов рыночной экономики, и указывает на то, что уже проведена реструктуризация монополий, таких как железные дороги и РАО "ЕЭС", проведены реформы государственных закупок и созданы свободные экономические зоны, которые должны привлекать инвесторов. По словам Дворковича, идет работа над реализацией других планов, по снижению налогов и сокращению бюрократии.
Тем не менее реформаторы в кабинете министров деморализованы, говорит господин Дмитриев, бывший заместитель министра экономики. "Это очень трудное время для либералов, которые пришли в правительство с целью провести реформы", – говорит он.

Гай Чейзан
25.08.2005

Статья опубликована на сайте a href=http://www.inopress.ru/>ИноПресса.Ру

Постоянный URL статьи http://www.inopress.ru/wsj/2005/08/25/10:25:21/kremlin


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Дмитрий Орешкин: «Команда, которая пребывает сегодня во власти, должна так или иначе эту власть оставить у себя под контролем»

 Демократия.Ру: Куда идет Россия после Беслана?

 Демократия.Ру: Бакли Н., Островский А., Путин хочет, чтобы страна была управляемой, но может потерять возможность реформировать экономику

 Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии

 Демократия.Ру: Владимир Рыжков: В основе всего, что делает власть, лежит глубокое презрение к народу




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019

 23.01.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта