Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Гораздо достойнее править народами при помощи нравственных идей, чем при помощи эшафотов. Оноре де Бальзак (1799-1850), французский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


01.12.2022, четверг. Московское время 05:16


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава 7. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний

Период предвыборной агитации, без сомнения, представляет собой пик избирательной кампании. В это время кандидаты и их сторонники предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы их политические платформы стали более узнаваемыми и привлекательными и они в результате получили бы максимальную поддержку у избирателей. На практике у участников избирательной кампании неизменно возникают стимулы использовать нетрадиционные, особо эффективные формы и способы ведения предвыборной агитации. Современные избирательные технологии предлагают широкий арсенал таких средств. Многие из них связаны с ведением предвыборной агитации через СМИ. Однако следует иметь в виду, что целый ряд указанных приемов предвыборной агитации не соответствует требованиям, которые содержатся в законе, вследствие чего их использование может привести к весьма негативным последствиям для кандидата, включая и прекращение его участия в избирательной кампании.

Одновременно следует подчеркнуть, что важнейшим принципом проведения демократических выборов является свобода выбора кандидатом, избирательным объединением или блоком форм и направлений агитационной деятельности. Эта свобода может ограничиваться только теми требованиями, которые содержатся в законе. В то же время реальная практика проведения избирательных кампаний значительно более многообразна и сложнее, чем конструкции, закрепленные в законе, что порождает необходимость толкования его положений. В процессе толкования правовых норм под давлением обстоятельств избирательные комиссии могут так или иначе создавать для кандидатов, избирательных объединений и блоков весьма узкие рамки ведения избирательной кампании. Этот режим нередко касается деятельности СМИ и журналистов в период избирательной кампании. При этом перед участниками выборов возникает реальная проблема, когда боязнь нарушить мнимые правила проведения избирательной кампании приводит к утрате инициативности в действиях кандидатов, избирательных объединений (блоков) и их сторонников. Столкнувшись с аналогичными проблемами, журналисты не могут в полной мере исполнять профессиональные обязанности по освещению избирательной кампании.

Все это подводит к выводу о том, что как кандидаты, так и журналисты должны располагать четкими и достаточно глубокими представлениями о юридических рамках предвыборной агитации, знанием того, что реально дозволено, а что запрещено в рамках избирательной кампании. Знание практики применения положений закона позволяет в ряде случаев прогнозировать то, как будут разрешены коллизии, возникающие в ходе выборов. В настоящей статье на практических примерах даются разъяснения того, как следует понимать предписания избирательного законодательства, касающиеся предвыборной агитации, и как кандидатам, иным субъектам избирательной кампании, журналистам следует правильно выстраивать линию своего поведения с тем, чтобы оно не пришло в противоречие с требованиями закона.

1. В каких законах устанавливается порядок проведения предвыборной агитации?

Порядок проведения предвыборной агитации устанавливается как в федеральных законах, так и в законах субъектов Российской Федерации.

При проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы вопросы предвыборной агитации регламентируются исключительно актами федерального законодательства, такими как:

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»9 от 1997 года с изменениями и дополнениями, принятыми в 1999 году.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 1999 года.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»10 от 1999 года.

При проведении выборов глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления действуют Федеральный закон «Об основных гарантиях...» и законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие выборы в соответствующие органы. Противоречия между Федеральным законом «Об основных гарантиях...» и законами о выборах субъектов Российской Федерации решаются в пользу Федерального закона.

Важно отметить, что в Федеральном законе «Об основных гарантиях...» (п. 4 ст. 40) содержится требование, в соответствии с которым порядок предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах телерадиокомпаний, определенных в законе, устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. То есть ограничены пределы нормотворчества избирательных комиссий, руководящих работой по проведению соответствующих выборов (Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации), по самостоятельному установлению правил проведения предвыборной агитации через электронные средства массовой информации. Аналогичные ограничения установлены и в отношении определения порядка предоставления печатных площадей редакциями периодических печатных изданий (п.1 ст. 41 Федерального закона).

Участвуя в освещении выборов, редакции средств массовой информации, их должностные лица, журналисты также руководствуются положениями Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Административная ответственность граждан, журналистов и должностных лиц СМИ за нарушение правил предвыборной агитации установлена в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.

Административная ответственность юридических лиц за нарушение правил предвыборной агитации установлена в Федеральном законе «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»11 от 6 декабря 1999 года.


9 Далее упоминается как Федеральный закон «Об основных гарантиях...».

10 Далее упоминается как Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы...».

11 Далее упоминается как Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц...».

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2022  Карта сайта