Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение. У. Черчилль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


01.12.2022, четверг. Московское время 03:50


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

2. Что понимается под предвыборной агитацией?

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях ...» предвыборной агитацией является деятельность граждан, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Субъектами предвыборной агитации являются граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательные объединения (блоки), общественные объединения.

По сути, предвыборная агитация всегда является распространением информации о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках либо же проявляется в распространении призывов к гражданам принять участие в голосовании.

Вместе с тем неправильно полагать, что распространение любой информации о кандидатах и иных непосредственных участниках избирательной кампании может расцениваться как предвыборная агитация. Таковой является только распространение информации, которая имеет целью побудить или фактически побуждающая избирателей голосовать за определенных кандидатов (списки кандидатов) или против них. То есть для того, чтобы какую-либо информационную акцию признать проявлением предвыборной агитации, необходимо установить, что ее проведение прямо направлено на создание у избирателей стимулов голосовать за или против определенных кандидатов. В частности, публикация в печати биографических сведений о кандидате, распространение информации о предстоящем или состоявшемся съезде (конференции) общественного объединения нельзя считать предвыборной агитацией, если в соответствующих материалах не содержатся призывы голосовать за или против определенных кандидатов (списков кандидатов).

Распространение материалов, содержащих биографию кандидата - судебная практика.

Постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 3 августа 1999 года Ковалеву В. было отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора Ленинградской области в связи с тем, что в период сбора подписей избирателей до регистрации Ковалев В. распространил среди избирателей три печатных вида своей биографии, в том числе календарь с изображением кандидата, выпущенных общим тиражом 20 тыс. штук. По мнению избирательной комиссии Ленинградской области, это является предвыборной агитацией, запрещенной законом до регистрации кандидата. Упомянутые экземпляры биографии как агитационные материалы подлежали направлению в Ленинградскую областную избирательную комиссию, так как их выпуск был произведен без указания необходимых сведений. Кандидат обжаловал указанное решение избирательной комиссии в областной суд, решением которого жалоба Ковалева В. была удовлетворена. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев это дело по кассационной жалобе, оставила решение суда первой инстанции без изменения. В определении судебной коллегии Верховного Суда отмечалось, что суд первой инстанции правильно указал в своем решении, что напечатанные и распространенные экземпляры биографии Ковалева В. - не агитационные материалы, а информация, не содержащая признаков предвыборной агитации. При этом суд обоснованно исходил из того, что в печатной продукции - биографии Ковалева В. отсутствуют признаки предвыборной агитации: призывы к голосованию за его кандидатуру на выборах в губернаторы Ленинградской области, указания о его политических взглядах и идеях, а довод Ковалева В. о том, что напечатанные экземпляры биографии предназначены для информирования избирателей о нем в период сбора подписей в его поддержку при выдвижении на должность губернатора области, не опровергнут избирательной комиссией Ленинградской области. По смыслу статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях...» сама по себе массовость распространения печатного материала при отсутствии в нем признаков предвыборной агитации не свидетельствует о том, что он является агитационным12.

В информационных материалах о кандидатах, размещаемых избирательными комиссиями, не должна содержаться предвыборная агитация - судебная практика.

Кандидат в депутаты Государственной Думы Каграманов Р. обратился в Ленинградский областной суд с жалобой на действия окружной избирательной комиссии, ссылаясь на то, что в информационных материалах о кандидатах в депутаты Государственной Думы, изготовленных и размещенных этой избирательной комиссией, помещена не та фотография, которую он представил в избирательную комиссию и которую он хотел поместить. Заявитель требовал публикации его фотографии с поднятой вверх рукой и с изображением большого галстука-бабочки с надписями на ней «Укротитель Бюрократов». Суд отказал в удовлетворении жалобы кандидата, признав, что вышеуказанная фотография содержит элементы предвыборной агитации. Законность этого судебного решения была подтверждена Верховным Судом Российской Федерации.

Соотношение прямой и косвенной агитации - зарубежный опыт.

Как правило, проблема квалификации тех или иных информационных акций в качестве предвыборной агитации актуальна для решения вопроса об источниках финансирования этих акций. При этом косвенная агитация не подпадает под столь жесткое регулирование, как прямая предвыборная агитация.

Примером подобного подхода является трактовка, содержащаяся в решении Верховного Суда США по делу Бакли против Валео. В соответствии с этим решением не могут быть ограничены политические выступления, включая и политическую рекламу, в которых упоминаются кандидаты в контексте высказывания точек зрения на определенную тему. Только те выступления, агитационные акции подпадают под регулирование Федеральной избирательной комиссии, посредством которых четко формулируется призыв к избранию кандидата или его поражению, причем в идентификации данного кандидата не должно быть сомнений. Суд дал перечень следующих формулировок, которые свидетельствуют о том, что выступление является не тематическим, а непосредственно направлено на избрание определенного кандидата: «голосовать за», «избирать», «поддержать», «отдать свои голоса за», «Смита в Конгресс», «голосовать против», «добиваться поражения», «отвергать».


12 Данное определение приводится в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации. - 2000. N3. С. 11.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2022  Карта сайта