Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

В наше время счастье для большинства людей — это удовлетворение от того, что они получают больше, чем другие. Эрих Фромм (1900-1980), немецкий социолог, философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


01.12.2022, четверг. Московское время 04:53


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

3. Кто не может принимать участие в предвыборной агитации?

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях ...» (п. 5 ст. 37) в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Вместе с тем на практике руководители ряда избирательных комиссий, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса нередко публично призывают избирателей принять активное участие в выборах. При этом упускается из виду, что призывы к избирателям принять участие в голосовании являются одной из разновидностей предвыборной агитации. Таким образом, указанная деятельность членов избирательных комиссий представляет собой нарушение закона. Должностные лица и члены избирательных комиссий в соответствии с законом вправе лишь информировать избирателей о их возможностях принять участие в голосовании, довести до их сведения данные о расположении избирательных участков, часах работы избирательных комиссий, о порядке заполнения избирательных бюллетеней и т.п. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выступает за то, чтобы «конкретизировать понятие «предвыборная агитация», исключить из него деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую к участию в выборах»13.

По смыслу закона запрещается какая-либо предвыборная агитация от имени государственного органа, органа местного самоуправления. Так, никто не вправе делать заявления типа «Губернатор (президент) поддерживает такого-то кандидата» либо «Городская дума на этих выборах на стороне такого-то кандидата». Что касается агитации, исходящей от имени лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, то такая деятельность допускается только в случае, если она не осуществляется при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей и при этом не допускается использование преимуществ должностного или служебного положения. Отметим, что в любом случае какие-либо заявления агитационного характера от указанных лиц допускаются только как заявления частных лиц, а не представителей определенного государственного органа, органа местного самоуправления. Они могут участвовать в предвыборной агитации в свободное от исполнения должностных обязанностей время.

Как разъяснила Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при проведении выборов депутатов Государственной Думы в 1999 году, к свободному от исполнения должностных обязанностей времени относится время отдыха, в том числе отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, не вправе проводить предвыборную агитацию во время пребывания в служебных командировках14. Последний запрет в равной степени относится к участию военнослужащих, государственных и муниципальных служащих в предвыборной агитации.

При ведении предвыборной агитации со стороны лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, военнослужащих не допускается использование ими преимуществ должностного или служебного положения. По смыслу положений Федерального закона «Об основных гарантиях...» (п. 5 ст. 28) под использованием должностного или служебного положения понимается: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для ведения предвыборной агитации; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для ведения предвыборной агитации; использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления предвыборной агитации (это положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране); ведение агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; использование преимущественного доступа к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 39 Федерального закона15, в целях ведения предвыборной агитации.

За проведение предвыборной агитации лицами и организациями, которым это запрещено Федеральным законом, установлена административная ответственность (ст. 4011 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ст. 6 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц...»).

Нарушение запрета на предвыборную агитацию со стороны воинских частей, военных учреждений и организаций повлекло отмену результатов выборов - судебная практика.

Избирательная комиссия Свердловской области отменила решение территориальной избирательной комиссии по выборам в представительный орган местного самоуправления муниципального образования «Верхняя Пышма» - Думу о признании Т. избранным депутатом и о выдаче ему удостоверения об избрании. Поводом к отмене решения территориальной избирательной комиссии явились нарушения порядка проведения предвыборной агитации на избирательном участке N3, в том числе и в день голосования, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей данного округа.

Нарушения заключались в следующем. В войсковой части среди военнослужащих срочной службы рядом воинских начальников велась предвыборная агитация с целью призвать их к участию в выборах и голосованию за кандидата Т., раздавались сигареты и часы у входа в помещение, где происходило голосование.

Свердловский областной суд отказал Т. в удовлетворении жалобы на действия избирательной комиссии Свердловской области, указав, что Закон Свердловской области «О выборах органов местного самоуправления в Свердловской области» (п. 4 ст. 20) запрещает проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы в воинских частях, военных учреждениях и организациях. Этим же законом запрещается вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности. Суд пришел к выводу, что агитация с целью отдать голоса за Т., проводимая в отношении солдат срочной службы их прямыми воинскими начальниками, повлияла не только на характер волеизъявления избирателей, но и на добровольность их участия в выборах вообще.


13 О совершенствовании законодательства о выборах. - Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2000. N23 (113). С. 63.

14 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 1999. N8. С. 44.

15 К этим средствам массовой информации относятся организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации ..., редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2022  Карта сайта