Демократия.Ру




Если большинство иногда и делает правильный выбор, то лишь под влиянием ложных мотивов. Филип Честерфилд


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


03.12.2024, вторник. Московское время 03:07


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

7. Могут ли СМИ самостоятельно вести предвыборную агитацию?

Средства массовой информации не относятся к самостоятельным субъектам предвыборной агитации. Это означает, что СМИ не вправе заявлять о своей поддержке определенного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а равно вести агитацию за или против того или иного кандидата, списка кандидатов.

Предвыборная агитация может осуществляться посредством СМИ теми субъектами, за которыми это право признано в законодательстве. При этом телерадиокомпании, редакции периодических печатных изданий в период проведения выборов должны предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам доступ к эфиру, печатной площади на условиях, которые определены в Федеральном законе «Об основных гарантиях...». Они различаются в зависимости от того, кто является учредителем СМИ, кто его финансирует и в каком объеме, а также в зависимости от специализации печатного издания (см.: статьи 39-41 указанного Федерального закона).

Следует иметь в виду, что в том случае, если в период проведения выборов какая-либо публикация или выступление в эфире, содержащие признаки предвыборной агитации, не оплачены за счет средств соответствующего избирательного фонда и не представляют собой информацию о ходе проведения избирательной кампании, появление такого рода материалов является самостоятельным участием СМИ в предвыборной агитации с нарушением порядка, установленного в законе.

За указанные действия предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 408 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и статьей 4 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц...» (санкции в виде штрафов от 10 до 50 и от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда соответственно).

Механизм воздействия на СМИ, участвующие в предвыборной агитации с нарушением закона.

Участие СМИ в избирательной кампании на стороне одного из кандидатов, несомненно, ставит его соперников в неравные условия. В этой ситуации другие кандидаты вправе обращаться в избирательные комиссии с заявлениями о принятии к таким СМИ мер, предусмотренных законом. В последнее время практика таких обращений получила достаточно широкое распространение. Следует иметь в виду, что избирательные комиссии обязаны обеспечивать соблюдение установленных законами условий предвыборной деятельности. При этом они вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области СМИ, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении телерадиокомпании, редакции периодического печатного издания к установленной ответственности. Избирательные комиссии вправе самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушениях, которые затем направляются в суд.

Крайним способом воздействия на СМИ является обращение избирательной комиссии в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций или в его территориальное подразделение с требованием о лишении СМИ лицензии. В то же время, как отмечает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, «анализ практики избирательных кампаний показал, что избирательные комиссии, выявляя нарушения правил проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, выносили СМИ предупреждения, хотя законодательство наделяет избирательные комиссии правом выносить предупреждения лишь кандидатам, зарегистрированным кандидатам (избирательным объединениям, избирательным блокам). Практически отсутствовало взаимодействие избирательных комиссий с территориальными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций в целях использования предусмотренного Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» механизма лишения лицензий организаций телерадиовещания, грубо нарушающих законодательство о выборах (из информаций, полученных от избирательных комиссий, можно назвать лишь единственный случай - когда избирательная комиссия Владимирской области обратилась с таким требованием в территориальное подразделение МПТР)»20.

Вместе с тем нам известны и другие случаи аналогичных обращений. Например, при проведении выборов губернатора Пермской области в 2000 году избирательная комиссия Пермской области инициировала отзыв лицензии у газеты «Местное время». Основанием для такого обращения послужило нарушение редакцией газеты положений закона о предоставлении кандидатам печатной площади на условиях равной оплаты. Газета «Местное время» в августе 2000 года опубликовала тарифы на предоставление печатной площади кандидатам за плату. В соответствии с ними один квадратный сантиметр газетной площади «Местного времени» стоит 52рубля. Кроме того, отмечалось, что первая полоса «Местного времени» под политическую рекламу не продается. В то же время в течение последующих недель было издано восемь специальных выпусков газеты «Местное время», на страницах которых рекламировался один из кандидатов на должность губернатора области - Т. (в том числе и на первой полосе). Из договора редакции «Местного времени» с кандидатом Т. следовало, что кандидат оплачивал указанные материалы из своего избирательного фонда из расчета один рубль за один квадратный сантиметр. Представители «Местного времени» обосновывали такие расчеты тем, что в августе 2000 года в эфире телекомпании «Рифей» они обнародовали расценки на предвыборную рекламу в спецвыпусках своей газеты именно в размере одного рубля за квадратный сантиметр. Однако данные объяснения не были приняты облизбиркомом. Был составлен протокол о привлечении руководства газеты «Местное время» к административной ответственности. Кроме того, было принято решение об обращении в Региональную инспекцию по печати (Нижний Новгород) с представлением о пресечении противоправной деятельности газеты «Местное время»21.


20 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2000. N23 (113). С. 10.

21 Досье - 2. 3.11.2000.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта