Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Мир уступает дорогу тому, кто знает куда идти. Р.У. Эмерсон


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


01.12.2022, четверг. Московское время 05:17


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава 3. Выборы и журналистский контроль

Предмет расследования

За десять лет демократических преобразований в России не появилось ни устоявшихся демократических институтов, ни гражданского общества. Зато в России часто проходят всевозможные выборы. В этих условиях СМИ, несмотря на ангажированность и зависимость от властных или финансово-политических групп, остаются, пожалуй, единственным эффективным механизмом общественного контроля за деятельностью властных структур и кандидатов во власть, стремящихся заручиться поддержкой избирателей.

Кроме чисто политических аспектов, можно обозначить несколько сюжетов, на которые следует обратить внимание журналисту, разрабатывающему тему избирательных кампаний и стремящемуся сообщить своим читателям (зрителям) информацию, которая не входит в официальные пресс-релизы или остается за рамками пресс-конференций.

Первый - источники финансирования кандидатов и политических партий. На чьи деньги ведут свои избирательные кампании будущие народные избранники? Согласитесь, что эта информация крайне важна для того, чтобы сделать правильный выбор. Политики крайне неохотно отвечают на подобные вопросы и, как правило, журналистам приходится довольствоваться отчетами избирательных комиссий о движении средств со счетов кандидатов. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев подобные сведения являются лишь вершиной айсберга. Не секрет, что через кандидатские счета проходит лишь малая часть средств, реально затрачиваемых на предвыборный марафон. Отсюда еще один нюанс: и белые и красные, и демократы и коммунисты, и представители «партии власти» оплачивают расходы на выборы так назывемым «черным налом». Иначе говоря, даже самые уважаемые политики не брезгуют грязными деньгами, а любые выборы уже содержат криминальный подтекст.

Второй вопрос, заслуживающий пристального внимания,- персональные сведения о кандидатах, зачастую не содержащиеся в официальных сведениях, представляемых в избиркомы и тиражируемых в агитационных материалах. Некоторые кандидаты в депутаты, может быть, в силу природной скромности, не склонны афишировать как отдельные детали своих биографий, так и данные о коммерческой деятельности, движимом и недвижимом имуществе. Давняя судимость соискателя депутатского мандата может оказаться погашенной, и о ней можно не упоминать, а сам претендент- задекларировать доходы в один МРОТ, числиться учредителем нескольких фирм и разъезжать на машине стоимостью в десятки тысяч долларов. Это как раз те случаи, когда не лишне считать деньги в чужом кармане. Более того, в этих случаях считать деньги необходимо, потому что речь идет об общественной значимости фигур, фигур, идущих во власть. Кандидаты в депутаты должны быть готовы к тому, что любой их шаг в прошлом и будущем окажется под пристальным вниманием СМИ.

Наконец, еще две темы, заслуживающие приоритетного внимания: манипуляции с голосами избирателей со стороны штабов кандидатов (подкуп и всевозможные ухищрения в ходе голосования) и фальсификация итогов голосования. В последнем случае необходим комплекс мероприятий, негласно санкционируемых на властном уровне.

Изучение перечисленных вопросов потребует серьезных усилий и может стать предметом журналистского расследования.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2022  Карта сайта