Демократия.Ру




Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен. Генри Томас Бокль (1821-1862), английский историк


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


11.12.2024, среда. Московское время 23:10

Обновлено: 11.02.2007  Версия для печати

Газовые маневры России

Хассель Ф.

Россия без колебаний использует поставки энергоносителей в качестве политического оружия, но при этом "Газпром", государственный концерн, сам зависит от Европы. Создание газового картеля маловероятно

У иранского лидера, когда он пригласил к себе журналистов государственного телевидения, находился высокопоставленный гость из Москвы. Аятолла Али Хаменеи, верховный лидер Ирана, проводил консультации о сотрудничестве с Игорем Ивановым, секретарем российского Совета безопасности. Для этого имеется хорошая база, прежде всего в энергетическом секторе, считает Хаменеи. Поэтому он и сказал: Иран и Россия "могут создать организацию, связанную с сотрудничеством в газовой сфере, подобную ОПЕК, так как половина мировых запасов природного газа сосредоточена в России и Иране".

Своими высказываниями Хаменеи приковал к себе внимание Запада. Встреча, состоявшаяся 29 января, похоже, подтвердила правомерность его беспокойства: чтобы поднять мировые цены на природный газ, ведущие производители могут объединиться в картель по тому же принципу, что и производители нефти с их организацией ОПЕК. В начале ноября 2006 года экономический комитет НАТО в конфиденциальном порядке указал всем 26 своим членам на то, что Россия может попытаться создать газовый картель, который будет включать в себя Алжир, Катар, Ливию, бывшие среднеазиатские советские республики и, возможно, Иран.

Через четыре дня после встречи в Тегеране Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции дал сомнениям новую пищу. "Газовый ОПЕК – идея интересная, мы подумаем", – сказал российский президент. Вообще-то Россия "не собирается создавать какой-то картель". Однако для таких производителей газа, как Россия, было бы правильным координировать экспорт в этой сфере с другими странами. То, что 11 и 12 февраля Путин собирается посетить Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию, подогрело слухи о намерении Кремля создать газовый альянс с ближневосточными странами. "Русские взвешивают возможность образования газового картеля на принципах ОПЕК", – сразу же отозвалась International Herald Tribune.

Опасения, будто Москва собирается использовать энергоносители для максимизации прибыли за счет своих клиентов и даже для возвращения статуса мировой сверхдержавы, не лишены оснований. Например, о том, что контролируемый Кремлем концерн "Газпром" с удовольствием пересмотрел бы свои цены, тогдашний заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов поведал "Известиям" еще в июле 2004 года. Рязанов настойчиво проводил идею, что страны- производители природного газа должны договориться о "продаже газа по максимально высоким ценам".

Президент Путин энергично опровергает намерение использовать энергоносители как политическое оружие против Запада, однако внутри страны русские смотрят на это по-другому. Например, в начале 2003 года Путин отказался от предложенной реформы по расчленению "Газпрома". Тогда он сказал, что "Газпром" необходим как "мощный политический и экономический рычаг влияния на остальной мир".

Всего через несколько месяцев Путин одобрил российскую энергетическую стратегию на период до 2020 года. В документе зафиксировано, что нефтяные и газовые резервы России "являются инструментом внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние". При этом стратегически "Газпром" должен использоваться прежде всего как "проводник политических интересов России в Европе и соседних странах, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

Как это можно осуществить, "Газпром" продемонстрировал, в частности, на Украине. В 2004 году "Газпром" обязался поставлять природный газ Украине, тогда еще лояльной Москве, до 2009 года по фиксированной цене в 50 долларов за тысячу кубометров. Данный договор видел уже подписанным, например, Андрей Илларионов, который в то время был советником президента Путина по экономическим вопросам.

После "оранжевой революции" на Украине и переориентации правительства в сторону Запада "Газпром", обычно провозглашающий верность принципам, зафиксированным в договорах, больше не хотел о них ничего даже слышать и в ультимативной форме потребовал повышения платы за газ, причем в разы, – и в первый день 2006 года перекрыл кран Украине, настаивавшей на соблюдении прежних договоренностей. В начале этого года Москва снова доказала, что в сомнительных случаях она не церемонится, и перекрыла белорусам – и одновременно своим клиентам в Германии и других европейских странах – подачу нефти по нефтепроводу "Дружба".

Нелюбимой Польше Москва сейчас тоже бросила вызов и прекратила сотрудничество с Europolgaz: основанное в 1993 году польско-российское совместное предприятие отвечает за польскую часть (700 км) ямальского трубопровода, по которому газ поступает в Европу. В конце января "Газпром", несмотря на имеющиеся договоренности, потребовал увеличения своих полномочий и снижения размера транзитных пошлин. До тех пор пока его условия не будут выполнены, "Газпром" не будет участвовать в работе наблюдательного совета предприятия, пригрозил глава экспортного направления "Газпрома" Александр Медведев. На запрос, какие практические последствия может иметь спор с русскими, компания PGNIG, учредитель Europolgaz с польской стороны, отвечать не захотела.

Несмотря на жесткое поведение Москвы в энергетических конфликтах, Джонатан Стерн, специалист по природному газу из Института энергетических исследований в британском Оксфорде, считает информацию об угрозе создания газового картеля под российским началом "полной ерундой". "Уже больше четырех десятилетий русские отказываются войти в ОПЕК, потому что не хотят, чтобы кто-либо ограничивал их полномочия в плане принятия решений. И нет никаких оснований считать, что с газом будет иначе", – говорит он.

Кроме того, по словам Стерна, торговля газом – неподходящая область для долгосрочных договоренностей с фиксированными ценами, "особенно сейчас, когда цены на нефть и газ и без того высоки".

С ним согласен представитель итальянского электрического концерна Edison, который до сих пор ориентировался на российский газ. "Картели создаются, когда цены низки, а спрос невелик. Но сейчас цены высоки, и производители газа зарабатывают так много, что они вообще не нуждаются ни в каких договоренностях".

Впрочем, идея создания газового ОПЕК далеко не нова. Иран с давних пор пытается склонить производителей и экспортеров газа всего мира к более тесному сотрудничеству. Однако, безуспешно. В мае 2001 года представители Алжира, Брунея, Индонезии, Малайзии, Нигерии, Омана, Катара, России и Туркмении прибыли в Тегеран, чтобы объявить о создании Форума стран-экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum).

Правда, у них ничего не получилось ни на этой встрече, ни на четырех последующих, которые проходили в Алжире, Дохе, Каире и Порт-оф-Спейне в Тринидаде – по крайней мере, в плане создания картеля. По сей день Форум стран-экспортеров газа не имеет ни устава, ни четкого состава участников, его члены меняются с той же легкостью, что и темы повестки дня. Даже при соответствующем интересе создать картель вряд ли бы удалось – во всяком случае, в мировом масштабе.

Мировой картель предполагает наличие мирового рынка, однако в случае природного газа его не существует. В отличие от нефти природный газ по собственному усмотрению транспортировать по земному шару невозможно. Свободной торговли газом не существует, и в Европе, и в Азии его цена привязана к цене на нефть: если дорожает нефть, с небольшим отставанием повышаются цены и на газ. Если цена на нефть падает, покупатели газа тоже платят меньше. Эта конструкция сложилась вместе с началом крупномасштабной торговли газом в 1970-е годы. Тогда Советскому Союзу и другим производителям газа еще приходилось убеждать потенциальных покупателей в целесообразности перехода с нефти на газ. Они делали это, обещая стабильно более низкие цены: цены на газ должные ориентироваться на нефтяные, но всегда быть немного ниже. Эта взаимосвязь зафиксирована в договорах на поставку газа, которые заключаются на 20, 25 или даже 40 лет, и небезосновательно.

Разработка нового газового месторождения и прокладка трубопровода, без которого нельзя обойтись, стоят миллиарды евро – издержки, которые такие газодобывающие страны, как Россия, делят с покупателями, например с Германией, страхуя дорогостоящее мероприятие долгосрочными договорами. Природный газ также можно сжижать и транспортировать в страну назначения по морю, а там снова возвращать его в газообразное состояние.

В рамках Форума стран-экспортеров газа еще в 2004 году египтянами было сделано предложение отказаться от привязки к цене на нефть, чтобы тем самым создать условия для переговоров о газовых ценах, но оно не получило развития. Если газодобывающие страны захотят поднять цену на свой продукт за счет сокращения добычи нефти и последующего повышения ее цены, таким странам, как Россия или Иран, придется сократить объемы столь прибыльной нефтедобычи. Кроме того, в данной ситуации вряд ли можно будет обойтись без участия ведущей нефтедобывающей страны – Саудовской Аравии.

Но Саудовская Аравия не только враждебно относится к Ирану, она еще нередко прислушивается к просьбам Вашингтона о сохранении, по возможности, высокого уровня нефтедобычи, чтобы цена на нефть не устремилась к заоблачным высотам. "Газовый ОПЕК непредставим ни экономически, ни стратегически, ни политически, он не соответствует интересам и не входит в планы большинства экспортеров газа", – подвел итог Хади Халлуш из оксфордского Института энергетических исследований в научном докладе, представленном в июне 2006 года.

С тех пор тот, кто сомневался в дееспособности Форума стран-экспортеров газа, получил новые аргументы. Шестая встреча Форума, которая первоначально должна была состояться в марте 2006 года в Венесуэле, была перенесена в Доху (Катар) – сначала на сентябрь 2006 года, затем на 25 января. Эта встреча тоже не состоялась. Теперь газодобывающие страны планируют собраться в Катаре в апреле – но пока не определена ни дата, ни повестка дня. Хозяева встречи уже исключили повышение роли Форума до уровня такой организации, как ОПЕК. "Мы не видим никакой необходимости в создании газовой организации", – сказал 5 февраля министр нефти Катара Хамад аль-Аттия.

Но возможен ли вместо глобального региональный картель – например, в Европе? Во всяком случае, задуматься об этом призывает комиссар ЕС по энергетике Андрис Пибалгс. Поводом для повторных предостережений Пибалгса насчет картеля на европейском газовом рынке являются, прежде всего, встречи на высшем уровне российских министров и ведущих представителей газовой промышленности с их алжирскими коллегами. "Развитие контактов между Россией и Алжиром нас беспокоит", – сказал Пибалгс корреспонденту Herald Tribune.

Россия (с 25%) и Алжиром (с 10%) совместно поставляют около трети объема природного газа, потребляемого Европой. Доля этих двух стран в снабжении Европы газом может возрасти еще больше. Если не принимать во внимание Норвегию, собственная добыча газа в Европе в таких газодобывающих странах, как Италия или Англия, сокращается. "В 2010 году добыча газа в Европе снизится до уровня 2000 года", – прогнозирует Международное энергетическое агентство в своем обзоре газового рынка от 2006 года. Одновременно потребление газа в Европе растет.

После того как в марте 2006 года Владимир Путин побывал в Алжире, уже в августе Россия и Алжир приняли решение о сотрудничестве в разработке нефтяных и газовых месторождений, а также в области сжижения газа. В середине января российский министр энергетики Виктор Христенко и заместитель председателя "Газпрома" Александр Медведев предложили алжирскому правительству и государственной газовой компании Sonatrach участие в разработке восьми российских газовых месторождений и в строительстве терминала по сжижению газа в Санкт-Петербурге. В свою очередь, алжирцы должны вернуть к жизни полумертвый Форум и согласовывать с "Газпромом" свои поставки газа в Европу. Комиссар Пибалгс предостерегает, что в случае достижения договоренности по ценам Россия и Алжир могут создать "нечто вроде картеля".

Договоренность между Россией, поставщиком газа в Европу, и Алжиром может больно ударить, например, по Италии. Две трети производимой там электроэнергии получают на электростанциях, работающих на нефти или газе. Больше 80% необходимого газа поступает туда из-за рубежа, из них опять-таки 32% из России и 37% из Алжира. Конечно, эту зависимость можно сократить, цены стабилизировать или даже снизить – через новых конкурентов на газовом рынке. Международное энергетическое агентство прогнозирует удвоение производства сжиженного природного газа и рост его поставок в Европу.

Например, итальянский энергетический концерн Edison до сих пор покупает природный газ для своих электростанций у Eni, итальянского партнера "Газпрома", которому также принадлежит трубопровод, по которому российский газ поступает в Италию. Однако сейчас Edison вместе с новыми партнерами – Katar Petrol и Exxon Mobil – строит терминал для приема сжиженного газа стоимостью в миллиард евро, который в 2008 году встанет на якорь в Адриатическом море неподалеку от Венеции. Katar Petrol и Exxon Mobil обязались в течение 25 лет поставлять компании Edison ежегодно по 8 млрд кубометров сжиженного природного газа со своего совместного предприятия в Персидском заливе.

"Katar предложил нам интересную цену, так что его газ, несмотря на более высокие транспортные расходы, может конкурировать с российским, – говорит представитель Edison. – Эти поставки покроют примерно десятую долю сегодняшней потребности Италии в газе. И потом, мы запросили разрешение на строительство второго терминала для приема сжиженного газа в Тоскане, мощность которого также составит 8 млрд кубометров". Кроме того, Edison участвует в строительстве газопроводов, идущих в Италию из Алжира и Турции. По последнему будут осуществляться поставки газа из каспийского региона. "Россия и Алжир в снабжении нашей страны энергоносителями всегда будут играть большую роль, – признает менеджер. – Но мы столь же нуждаемся в них как в поставщиках газа, как и они в нас в качестве потребителей".

С ним согласен и эксперт Стерн: "Хотя русские много говорят о том, что они вместо Европы могут продавать свой газ в Китай, но, во-первых, даже в самом лучшем случае такой газопровод будет построен только через десять лет. И, во-вторых, его прокладка будет настолько дорогой, что на продажах в Европу русские смогут заработать больше. Зависимость между Россией и Европой взаимна".

Около 26 млрд долларов, которые "Газпром" получил в 2005 году за счет продажи газа в Европу, – это две трети доходов "Газпрома" и 14% налоговых поступлений в российский госбюджет. Действовать так беспардонно, как с Украиной, в отношении западноевропейских клиентов, несравненно более сильных как в политическом, так и в финансовом плане, Москве значительно труднее, и эта ситуация в обозримом будущем сохранится.

Пик добычи на трех из четырех крупных газовых месторождений, принадлежащих "Газпрому", по утверждению Международного энергетического агентства, уже пройден. Однако из своих годовых инвестиций, средний объем которых составляет 10 млрд долларов, концерн, печально знаменитый неэффективностью, вкладывает в разработку новых месторождений и совершенствование маркетинга всего лишь треть, говорит главный экономист Центра европейских реформ Катинка Барыш. Результат: уже сегодня "Газпром" добывает газа на 2 млрд кубометров меньше, чем предусмотрено, сказал во вторник заместитель директора Международного энергетического агентства Уильям Рамсей. "Если Россия не увеличит свои инвестиции, объемы поставок газа в Европу сократятся".

Если "Газпром" хочет этого избежать, ему не обойтись без помощи западноевропейских партнеров. Такие предприятия, как Eon-Ruhrgas или Wintershall, дочерняя фирма BASF, не только покупают российский газ, но и своими миллиардными инвестициями способствуют строительству газопроводов и разработке российских газовых месторождений. Глава компании Eon-Ruhrgas Буркхард Бергман на ближайшие 25 лет оценивает потребность российского энергетического сектора в инвестициях в астрономическую сумму – 330 млрд евро!


Флориан Хассель
11.02.2007

Статья опубликована на сайте ИноПресса.Ру
Постоянный URL статьи http://www.inopressa.ru/fraktuell/2007/02/11/19:48:43/gas


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Блант М., Как бы либеральный как бы прорыв

 Демократия.Ру: Шевцова Л., Тотальная логика гибридной системы

 Демократия.Ру: Латынина Ю., Великая нефтегазовая битва

 Демократия.Ру: Иванов И., Кто остался на трубе

 Демократия.Ру: Арсенин М., Нефть, газ и политика

 Демократия.Ру: Латынина Ю., Провал операции "Газ в обмен на пенсию для Президента". Планы Путина на 2008 год теперь могут кардинально измениться

 Демократия.Ру: Каспаров Г., Империя нефти и газа




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 08.12.2024

 27.11.2024

 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта