Демократия.Ру




Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть. Бернард Шоу (1856-1950), ирландский драматург и романист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


06.12.2019, пятница. Московское время 11:01

Обновлено: 20.10.2002  Версия для печати

Заметки о коррупции

Фирсов А.

Вопрос на радио:
Скажите, пожалуйста,
что такое коррупция, и где в ней можно поучаствовать?

Что это за явление – коррупция

По поводу коррупции написано много статей, на эту тему проводятся многочисленные конференции, симпозиумы и семинары, вырабатываются методики борьбы с этим неприятным явлением. Все борцы с коррупцией настолько сконцентрировались на процессе, что иногда забывают о сути явления, с которым борются.

Коррупция – это не явление, существующее само по себе. Это – один из признаков неблагополучия общества. Такой же признак, как, например, наркомания, проституция, рэкет, кумовство. Уровень коррупции в обществе – аналог температуры у больного. Чем выше уровень коррупции в обществе – тем больнее общество. Соответственно, бороться с коррупцией – то же самое, что бороться с температурой у заболевшего человека. Бороться надо не с проявлениями, а с причинами.

Не всегда употребление лекарств, снижающих температуру, способствует выздоровлению организма. Не всегда борьба с коррупцией способствует выздоровлению общества. Чтобы побороть признак неблагополучия, надо лечить не участников коррупционного процесса (тех, кто дает или берет взятки), а причины неблагополучия в обществе.

Процесс

Если посмотреть на коррупцию как на действия или бездействия людей при перераспределении ресурсов, то мы увидим, что

а) коррупция - это не единичный случай, а постоянный процесс.,

б) всегда в коррупционном процессе участвует представитель общества, представитель власти и некий властный (имеющийся у власти) ресурс, которым представитель власти распоряжается по своему усмотрению (деньги, лицензии, регистрации, запреты, льготы, оценки…),

в) процесс циркуляции ресурса организован таким образом, что из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная), две власти сосредоточены в одних и тех же руках.

Если бороться только с проявлениями процесса коррупции, то коррупцию не остановить. Это все равно что пытаться бороться с протечкой воды от соседей сверху, отводя потоки воды или замазывая щели в потолке. Или то же самое, что бороться с помощниками бая, который сначала отобрал у крестьян источник воды, а потом организовал через своих помощников продажу воды крестьянам за деньги.

Явление, причины которого не выяснены и не ликвидированы, легко возрождается. Поэтому, если бороться не с причиной коррупции, а с фактом коррупции, то при любом ослаблении борьбы, коррупция естественным образом возвращается к исходному или более высокому уровню.

Источники и составные части

Источником процесса коррупции является наличие определенного ресурса у одних лиц, и отсутствие его у других.

Если посмотреть на коррупцию как постоянный во времени процесс, то мы увидим не случайный факт перераспределения ресурсов волюнтаристским образом (или «процесс волюнтаристского перераспределения ресурсов»), а постоянный процесс оборота ресурсов в обществе. Если мы посмотрим на коррупцию, в которой замешаны представители общества и власти (а это подавляющее большинство случаев коррупции), то мы увидим замкнутый цикл циркуляции ресурсов в обществе, состоящий из двух основных стадий:

  1. Общественный ресурс обманом/силой/хитростью или добровольно переходит от общества к власти и становится властным ресурсом.

  2. Властный ресурс распределяется чиновником между членами общества или между такими же чиновниками.


В таком процессе можно увидеть четыре составных элемента коррупционного процесса:

  1. Власть (представители, имеющие право перераспределять ресурсы).

  2. Общество (лица, которым могут быть предоставлены общественные ресурсы).

  3. Циркулирующий общественный ресурс.

  4. Право власти самостоятельно регулировать процесс перераспределения ресурса

Выгодна ли обществу коррупция?

Казалось бы, ответ однозначен – не выгодна:

  • Поощряется коррупции во власти (выгоду получает чиновник).
  • Поощряется коррупция в обществе (выгоду получает конкретный представитель общества, не обязательно ее заслуживающий).

Но на самом деле вопрос сложнее. Если рассматривать коррупционный процесс как взаимодействие всего двух заинтересованных субъектов (представителя власти и представителя общества), то коррупция выгодна обоим. В результате сделки оба выигрывают, как это происходит при любой сделке купли-продажи. Государство при этом тереет налог с отдельной сделки, но при этом удерживает источник ресурса (власть), сохраняет в целом процесс перераспределения ресурса, почти всегда сохранять контроль над распределением ресурса/отдельными коррупционерами. А вот общество в целом проигрывает.

Монополия государства и коррупция

При наличии государственной монополии на определенные ресурсы, необходимые обществу, коррупция практически неизбежна. Сам процесс перераспределения ресурсов подталкивает не имеющих ресурс к подношению, а дающего - взять подношение.

Чем сильнее монополия, тем больше коррупция.

Переход от государственной монополии к рыночным отношениям, начинающийся снизу, почти неизбежно сопровождается коррупцией.

Так государственный врач или юрист, начинает личную практику с оказания частной услуги на рабочем месте, сначала своим близким, затем за символическую плату, а в конце концов за рыночную плату.

До того, как оказывающий услугу откроет собственный частный бизнес (легально зарегистрирует свой статус) должно пройти время на:

  • появление массовой практики,
  • осознание обществом неизбежности введения рынка частных услуг,
  • разработка и принятие соответствующего законодательства, разрушающего государственную монополию,
  • осознание и оказывающим услугу и получающим услугу возможности и необходимости легального оформления отношений.

Кто должен бороться с коррупцией?

Общество и коррупция

Если предоставить борьбу с коррупцией российскому обществу в тех социальных условиях, в которых оно находится, то вместо процесса борьбы с коррупцией мы не получим ничего иного, кроме процесса мониторинга (наблюдения) за процессом.

Общество, нацеленное на борьбу с коррупцией, может регистрировать все, что относится к коррупции (количество актов коррупции, места коррупции, суммы взяток, мнения граждан о коррупции). Но это будет только процесс наблюдения/мониторинга. До тех пор, пока общество не сможет повлиять не весь цикл оборота ресурсов. Т.е. до тех пор, пока общество тем или иным способом не затронет права власти.

Если власть остается в стороне от борьбы с коррупцией, то общество не имеет возможности быть вовлеченным в процесс перераспределения ресурсов. Может появиться больше статей о коррупции, но добровольно власть право перераспределения не отдаст.

Власть и коррупция

Если предоставить борьбу с коррупцией властным структурам, то в этом случае получится не борьба с коррупцией, как явлением, а борьба с отдельными проявлениями коррупции (коррупционерами) приносящими вред системе:

  • Борьба с людьми, принимающими решения, в случае если решения ведут к дискредитации власти. В этом случае под видом борьбы с коррупцией из системы удаляются люди, работающие только на себя без какого-либо учета государственных интересов. Такие люди дискредитируют процесс обращения ресурсов и власть.
  • Из системы исключаются (удаляются) люди, берущие взятки в очень большом размере. Как говорится: «Не по чину берешь». Такие коррупционеры могут вывести общество из равновесия и привести к разрушению системы.
  • Из системы исключаются люди, берущие взятки в очень маленьком размере или не берущие их совсем. Такие «белые вороны» удаляются из системы во избежание сбивания цен или появления бесплатного оборота ресурсов.
  • Из системы удаляются те, кто вольно или невольно «выносит сор из избы». Иными словами удалятся люди, дающие обществу информацию о слабых местах системы.

И, в конце концов, под предлогом «борьбы с коррупцией» могут быть удалены люди, которые просто мешают, занимая место, на которое вновь пришедшим во власть нужно поставить «своего человека».


В любом случае, такой процесс удаления из системы неугодных людей может быть обставлен очень красиво: информация о том, кто «берет», «сливается» в СМИ, общество возмущено, высшая власть «решительно наводит порядок в собственных рядах», а в итоге решает нужные ей задачи. А поскольку «берут» практически все (иначе не выживешь в системе – см. пункт 3), то все у своей же системы «на крючке», который может быть приведен в действие практически в любой момент.

Система самоочищается без существенного нарушения процесса оборота ресурсов.

Если общество не вовлекается в борьбу власти с коррупцией, то результатом такой борьбы становится более тщательный контроль со стороны власти за процессом коррупции и коррупционерами, и более приглядная внешняя картина. Степень коррупционности общества от этого, как правило, только увеличивается. Стоящие у власти люди могут даже поощрять коррупцию среди своих подчиненных для того, чтобы держать их на крючке.

Власть, общество, коррупция

Чтобы борьба с коррупцией была успешной необходимы два обязательных условия:

  1. В борьбу должны быть вовлечены и общество, и власть.
  2. Борьба должна затрагивать весь оборот ресурсов, все стороны работы государства и жизни общества.

Соблюдение этих двух условий позволяет получить долгосрочный и реальный результат. Власть теряет часть властных полномочий, но получает доверие от общества. Общество получает более цивилизованную среду для жизнедеятельности и возможность развиваться, соответственно производить больше общественных богатств и платить больше налогов. Цикл перераспределения общественных ресурсов становится более производительным.

Выгодна ли власти успешная борьба с коррупцией? – Не всем и не всегда. Но в определенной степени и на определенном этапе, когда уровень коррупции уже «зашкаливает» и ведет к катастрофической неэффективности государственного управления, когда коррупция грозит социальным взрывом, когда борьба с причинами коррупции может существенно повысить доверие власти, тогда выгода для власти может перевесить выгоды от существования такой системы. Тогда власть начинает эту борьбу.

Выгодна ли обществу успешная борьба с коррупцией? Казалось бы, да, абсолютно!

Но вопрос не однозначен. То, что выгодно всему обществу, как правило, совершенно не выгодно ни тому представителю общества, который участвует в коррупции, ни такому же представителю власти.

Так почему же общество не борется с причинами этого явления по-настоящему?!

Ответ находится в слабости общественных связей. Борьба с коррупцией не выгодна участникам коррупционного процесса, но она выгодна всему обществу, и его отдельным представителям, которые могут заработать на этом определенные дивиденды. Поэтому в борьбе с коррупцией, как и в любых других общественных движениях, можно выделить два отдельных течения – одно, направляемое со стороны общества и заинтересованное в максимальном уменьшении коррупции, и другое, направляемое со стороны власти, заинтересованное в «упорядочивании» коррупционных процессов и «возглавлении» антикоррупционных.

Любая борьба с коррупцией имеет два возможных следствия:

  • положительное, позволяющее уменьшить или ликвидировать коррупцию,
  • отрицательное, позволяющее власти модернизировать коррупционные процессы.

Что происходит на практике, или чем опасна коррупция в России

Сильная исполнительная власть контролирует деятельность общества не столько в целях развития общества, сколько в интересах собственного обогащения и обеспечения собственной жизнедеятельности. Власть всеми силами ищет так называемые «финансовые потоки». Ищет не для того, чтобы расширять их, а для того, чтобы пережимать и расщеплять. В этом случае субъекты, чьи финансовые потоки начали пережимать, вынуждены:

  • или платить взятки, подкармливая коррупцию и поддерживая ее жизнеспособность;
  • или уводить потоки в тень, в параллельную экономику, уменьшая налоги и увеличивая платежи рэкету, подкармливая бандитские формирования;
  • или просто терять производительность, повышая себестоимость и теряя конкурентоспособность как на местном, так и на мировом рынке.


В любом случае производительность общества уменьшается. По стране Валовой Внутренний Продукт (ВВП) уменьшается на миллиарды долларов. Но это позволяет отдельным чиновникам положить в карман несколько десятков тысяч долларов в результате созданных затруднений (пережимания нормального кровообращения экономики).

Как можно бороться с коррупцией

Мельницу циркуляции общественных ресурсов можно остановить или изменить кардинально, только если учитывать весь цикл оборота ресурсов в обществе. Для наглядности попытаюсь кратко проиллюстрировать это примерами.

Государственная автоинспекция

Все, кто сталкивался с автоинспекцией, знают, что главным источников дохода автоинспекции является штраф за превышение скорости или за нарушения разметки. Т.е. нарушения правил, предписываемых самими службами ГАИ, которые в сложных дорожных условиях предпочитают не заниматься улучшением безопасности движения (установкой светофоров, ограждений, подземных переходов, развязок) а расстановкой ограничительных знаков или запретительной разметки.

Здесь ГАИ использует несовершенство законодательства, предоставившего им как возможность устанавливать правила (право размещать знаки и разметку по своему усмотрению), так и наказывать за их неисполнение (право наказывать за нарушение знаков или разметки).

В такой ситуации победить взяточничество в ГАИ можно, только взяв под контроль общества все ограничения дорожного движения, производимые ГАИ на местах, т.е. отобрав у ГАИ законодательные функции и вернув обществу те права, которые у него отобраны (право определять, где и какие должны быть знаки или разметка). Все остальные методы борьбы будут лишь модернизировать коррупцию в автоинспекции, но не искоренять ее причины. Возможность легко запретить и затем легко помиловать – главный источник коррупции в ГАИ.

Санитарно-Эпидемиологическая Служба (СЭС)
Вопрос о том - будет организация или предприятие работать или нет - полностью зависит от того, как к ней отнесется СЭС, поскольку
санитарно-эпидемиологические службы сами разрабатывают правила и сами проверяют их соблюдение. В результате любая СЭС может остановить деятельность любой организации на подконтрольной территории под предлогом нарушения санитарных норм. И за соответствующее вознаграждение снять собственные же претензии. Возьмем только один простой пример -требования к стокам. Требования, которые СЭС в лице главного санитарно-эпидемиологического врача страны установила для подачи питьевой воды в дома, и требования с сбросам очистных сооружения промышленных и бытовых сооружений, как это ни удивительно, одинаковы.
"Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1316-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27 апреля 2003г. утверждают:
"Настоящие Нормативы распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения аселения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования, а также питьевую воду и воду в системах горячего водоснабжения. "

Т.е. стоки с вашего дачного участка, любого промышленного предприятия, или регенерационных установок водоканала (результаты регенерации) должны быть такими-же, как та вода, которую нам подают в дома после водоподготовки в водопроводных станциях. При этом, с одной стороны, ни одна СЭС в России не способна проконтролировать и пяти процентов от от тех 442-ух требований, которые написаны в Нормативах. А, с другой строны, требования являются "ориентировочными", т.е. вопрос о том, соответствуют ваши стоки нормам или нет - зависит только от местной СЭС, а точнее - от толщины и содержимого конверта, который вы регулярно приносите руководству СЭС. С одной стороны - ни одно предприятие в России не имеет права работать, поскольку его стоки не соответствуют нормам, с другой стороны - все регулярно получают в СЭС разрешения на деятельность.

Регистрация юридических лиц


Если при регистрации юридических лиц право решать «регистрировать или не регистрировать» отдано чиновнику, то это означает, что у общества/гражданина отобрана возможность самостоятельно (известительным порядком) решать вопрос о создании юридического лица. Такое законодательство – гарантия того, что практически каждый человек, желающий создать юридическое лицо, будет вынужден уплатить взятку в соответствии со сложившимися «ценами». Если этот ресурс у власти отобрать и ввести регистрацию юридических лиц явочным порядком, то платить взятки никто не будет. Конечно, чтобы власть решилась лишить себя такого ресурса, необходимы серьезные усилия со стороны общества (разъяснение власти самоубийственности подобного законодательства, протесты предпринимателей, уменьшение собираемости налогов и т.п.).

Коррупция в медицине

Коррупция в здравоохранении. Здесь попытки бороться с коррупцией обречены на провал по простой причине – власть декларирует бесплатную медицину, но при существующем количестве медиков не желает или не может обеспечить бюджетное финансирование врачам на уровне прожиточного минимума.

В это случае подношения врачам будут обычным делом до тех пор, пока власть под давлением общества (неуплата налогов, протестные акции, лоббирование интересов в законодательном органе) не повысит зарплату врачам за счет тех ресурсов, которые у общества уже отобраны (природные ресурсы, налоги), и не легализует платные услуги, оказываемые медиками.

Коррупция на выборах

Это особый вид коррупции. Наследие того, что право выбирать, исторически отобранное у общества, фактически ему и не отдавалось. Власть самостоятельно определяет:

  • кто может быть включен в списки для голосования,
  • кто, как и почему может быть исключен из списков для голосования,
  • кто и как может агитировать перед выборами,
  • кто и как победил на выборах.

В этом случае для получения реального выборного процесса общество должно вынудить власть ввести прозрачные и свободные выборы.


Подобных примеров коррупции можно привести много. Все они имеют свои собственные причины и следствия. Но сущность коррупции при этом не меняется. Ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества, выражающееся в порочных методах циркуляции, и, соответственно, распределения ресурсов в обществе.

Вывод

А) Коррупция – фактор, снизить или победить который в обществе можно только силами всего общества (повышая самосознание и права граждан и снижая и регулируя права властных структур) с вовлечением его членов в сам процесс управления и контроля.

Б) В каждом конкретном случае методы и способы борьбы с коррупцией могут и должны отличаться. Для борьбы с коррупцией надо учитывать все аспекты циркуляции и перераспределения ресурсов в обществе.

В) Борьба с коррупцией – длительный и сложный процесс лечения всего общества.


Фирсов А

Выступление на международной конференции «Прежупреждение коррупции, что может общество». 20 октября 2002 г. г. Пушкин, Росия

Опубликовано в сборнике ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ: ЧТО МОЖЕТ ОБЩЕСТВО / Под ред. М.Б.Горного. - СПб.: Норма, 2003. - 496с.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию

 Демократия.Ру: Римский В.Л., Коррупционная демократия

 Демократия.Ру: Г.А. Сатаров. Коррупция как тема избирательной кампании

 Демократия.Ру: Л.Б. Ескина. Избирательная система и коррупция

 Демократия.Ру: В.Л. Римский. Коррупция как системный фактор российских выборов




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019

 23.01.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта