Демократия.Ру




И после плохого урожая нужно сеять. Сенека Старший


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.11.2019, среда. Московское время 08:42

Обновлено: 15.02.2007  Версия для печати

Ленинградская область: борьба в тени Петербурга

Кынев А.

Ленинградская область, где 11 марта пройдут выборы Законодательного собрания, является одним из самых специфичных регионов РФ. Также как и Московская область, она является регионом-"бубликом", не имеющим центра – областные органы власти находятся на территории другого субъекта РФ – города Санкт-Петербург. Область была административно отделена от Ленинграда в 1931 году, но раздел произошел не до конца – главной орган власти в годы СССР, обком КПСС был у Ленинграда и области общий. За эти годы сложился единый народнохозяйственный комплекс. На территории области расположились филиалы крупных предприятий Ленинграда. Сельское хозяйство области работало на снабжение города продовольствием. Само название "Ленинградская" в новейшее время область сохранила не столько из-за любви коммунизму, сколько вследствие желания больше отличаться от своего административного виртуального центра.

Область отличается "промывным" миграционным режимом – местные уроженцы составляют менее половины ее населения, а из родившихся в области почти две пятых живут за ее пределами (возможно поэтому прехавший из Воркуты В. Сердюков был так легко воспринят как губернатор региона). В послевоенные годы число жителей области выросло почти вдвое, причем в 1980-е увеличилось даже сельское население – исключительный случай для российского Нечерноземья.

В области нет ни одного собственно областного крупного города, но есть целый ряд средних и малых городов, наиболее значительны Гатчина (88 тыс. жителей), Выборг (78,7 тыс.), Сосновый Бор (66 тыс. жит.), Тихвин (63 тыс.), Кириши (55,5 тыс.), Кингисепп (50,3 тыс.), Волхов (46 тыс. жит), Всеволожск (45,5 тыс.), Сертолово и Луга (по 40 тыс.). Наиболее экономически сильными и привлекательными для крупного бизнеса являются районы, непосредственно примыкающие к Санкт-Петербургуи имеющие выход к Балтийскому морю и Ладожскому озеру (Выборгский, Всеволожский, Ломоносовский, Кингисеппский, Гатчинский, Тосненский, г. Сосновый бор). Вторую группу составляют несколько более удаленные районы, но имеющие на своей территории значимые промышленные предприятия (Кировский, Приозерский, Киришский, Волховский). Наконец третья группа – наиболее проблемные районы, либо чисто аграрные, либо районы, где градообразующие предприятия находятся в сложном экономическим положении (Сланцевский, Лужский, Волосовский, Тихвинский, Лодейнопольский, Бокситоргорский, Подпорожский).

В результате, с одной стороны, область всегда находится в "тени" "большой" санкт-петербургской политики, с другой – сильняя сегментизация и существенное разнообразие районов области ведет к тому, что помимо чиновников областной администрации целостной картиной происходящего в регионе не владеет практически никто, внутренняя интеграция между территориями области невелика. Бизнес-структуры знают ситуацию только в городах нахождения своих подразделений, областные отделения политических партий существуют преимущественно фиктивно и являются придатками петербургских городских отделений. Итогом этого становится то, что даже для большинства профессиональных петербургских аналитиков происходящее в области – "терра инкогнита" и предмет скорее домыслов, а не знания. Одновременно эффектом этой сегментации оказывается отсуствие в регионе значительного числа политиков с общеобластной известностью – ей в состоянии обладать только человек, изначально занимающий некий общеобластной руководящий пост. С другой стороны, любая областная власть в таком "разрозненном" регионе в тени большого соседа изначально оказывается в слабом положении, которое стремится компенсировать через излишне авторитарные схемы управления. Показательно, что и на губернаторских выбора 1999 года и на выборах 2003 года борьба велась между одними и теми же кандидатами – В. Сердюковым и В. Густовым.

Эта сегментация ведет к тому, что все имеющиеся в области внутренние бизнес-группы имеют крайне локализованное территориальное влияние, по сути, превращаясь в местечковые клановые группировки, главным же игроком в регионе являются крупные общенациональные компании, в первую очередь, государственные ("Газпром", "Транснефть", "Росэнергоатом"), использующие его географические преимущества как транзитного региона по пути на европейские рынки сбыта. В области также представлены бизнес-группы СУАЛ/Ренова, "Сургутнефтегаз", МДМ, "Русский алюминий"/"Базовый элемент", "Евроцемент", ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Илим палп" и другие. Сильно влияние РАО ЕЭС. Помимо этого, область находится в сфере прямых интересов петербургского бизнеса (группа ЛСР, холдинг "Парнас" и т. д.).

Интерес государственных и частных корпораций к региону резко усилился с экономическим подъемом, начавшимся в РФ после 1998 и ростом цен на энергоносители, резко повысившим прибыльность экспорта. Произошла также переориентация сырьевых потоков с транзитных перевалочных пунктов стран Балтии на терминалы региона. Этот эффект дополнительно усилился благодаря агломерационному эффекту и явной политике протекционизма в отношении бизнес-проектов в данном регионе со стороны руководства страны после прихода к власти "питерской команды". По мнению некоторых экспертов, усиленный интерес к региону крупного бизнеса не совсем корректно определять как естественно обусловленную эскспансию, в значительной степени, это "принудительная трудовая миграция".

В тоже время пригородный характер экономики большинства районов области в сочетании с депрессивными процессами, массовой безработицей 1990-х и приграничным положением региона способствовали высокому уровню криминализации политической и экономической жизни области. Существенные внутренние различия между территориями области, их слабая взаимная интеграция не могли не приводить к тому, что в различных районах и городах образовывались местные кланы и группировки, фактически контролирующие ситуацию, при этом зачастую эти группы имели отчетливый криминальный оттенок. В результате власть этих местечковых групп порой оказывалась более существенной, чем областной административный ресурс. В ряде мест главы администраций были прямыми ставленниками тех или иных корпораций и опираясь на их поддержку иногда прямо входили в конфликт с областными властями.

После федеральной реформы МСУ 2004-2006 годов, унифицировавшей систему муниципальных образований субъектов Федерации, система местной власти в области была пересмотрена. Бывшие волости стали сельскими поселениями, все города (кроме Соснового бора) вошли в состав 17 районов на правах городских поселений. И только наукоград Сосновый бор получил права городского округа (т. е. фактически сохранил статус города областного подчинения). Такая новая схема имела очевидную цель усиления административного контроля областной администрации над происходящим в городах и районах области и ослабления снизившего свой статус руководства основных городов региона, ранее периодически позволявших себе фронду в отношении областных властей.

Прямое избрание мэров в области отменено. Депутаты соотвествующего совета избирают главу муниципального образования (он же – председатель совета), глава администрации утверждается депутатами по представлению конкурсной комиссии и работает по контракту, заключаемому на четыре года. Конкурсные же комиссии, в свою очередь, на 50 % состоят из представителей муниципалитетов, на 50 % – из лиц, рекомендованных губернатором Ленобласти, а также депутатов Законодательного собрания. Как показало утаверждение глав администраций осенью 2005 года, в конкурсных комиссиях доминировали чиновники областной администрации, депутаты ОЗС, также в них вошло 14 пенсионеров и 27 представителей топ-менеджмента областных предприятий.

Теперь население территорий области избирает депутатов только городских и сельских поселений, депутаты же районных советов делегируются из состава депутатов городских, сельских поселений. Очевидно, что в такой системе какая-либо оппозиционность местных властей в области исключена. Она гипотетически возможна только в случае, если на поселенческом уровне оппозиционная группа сможет получить большинство в депутатском корпусе.

В начале и середине 1990-х годов в регионе наблюдалось существенное снижение объемов производства в промышленном комплексе. На протяжении значительного времени простаивали или работали с минимальной загрузкой крупнейшие предприятия: "Фосфорит", "Трансмаш", Выборгский и Сясьский ЦБК, Выборгский судостроительный завод, Киришский биохимический завод и другие. Рост протестных настроений привел к победе на выборах губернатора в 1996 году поддержанного НПСР Вадима Густова. После дефолта 1998 (совпавшего со сменой ушедшего на повышение губернатора Густова на Сердюкова) снижение объемов производства прекратилась, а начиная с 1999 года начался рост промышленного производства. Среднегодовые темпы роста объема промышленного производства в 1999-2005 годы составили 16 %, темпы роста ВРП – 11 %. Начиная со второй половины 2000 года средняя заработная плата в области превышает среднероссийский показатель.

Сейчас область занимает является одним из самых быстрорастущих российских регионов. По объему инвестиций на душу населения область стабильно занимает шестое место в РФ. В тоже время этот рост последних лет является "средней температурой по палате" – ситуация в области характеризуется крайне сильными различиями между ее территориями, часть из них (в первую очередь, порты и наиболее близкие к Санкт-Петербургу районы) являются зоной активного экономического освоения, часть (северо-восток региона между Ладожским и Онежским озерами, восток и юг региона) – депрессивные аграрные районы. Необходимо также обратить внимание на крайне низкий изначальный стартовый уровень развития региональной экономики. По сравнению со многими иными регионами РФ Ленинградская область по прежнему является довольно отсталым регионом. В нем очень плохие дороги, неблагополучная эпидемиологическая обстановка, плохие показатели здоровья населения, высокий процент преступности, развито пьянство, высокий уровень разорения сельского хозяйства, низкий прожиточный уровень более чем у 50 % населения. В кризисном состоянии находится местное ЖКХ.

В ближайшие годы основные надежды связаны с запуском на полную мощность Балтийской трубопроводной системы, строительством Североевропейского газопровода, расширением портов и созданием автомобильно-железнодорожной грузовой паромной переправы Усть-Луга – Балтийск – Мукран (Засниц).

В тоже время "федеральная" обусловленность представленного в регионе крупного российского бизнеса, решающего свои проблемы в Москве, а не в области, запутанность имущественных схем и явное сокрытие прибыли рядом крупных ФПГ существенно снижает возможности властей региона контролировать деятельность бизнесменов. В результате, еще при Густове власти Ленинградской области сделали ставку на максимально широкое привлечение в регион как правило ведущих более прозрачную деятельность иностранных компаний, имея возможность самостоятельно договариваться об условиях ведения бизнеса.

Последние годы объем инвестиций в основной капитал в регионе растет в основном именно за счет иностранных компаний. В привлечении иностранного бизнеса в последние годы Ленинградская область явно переиграла Санкт-Петербург также за счет более оперативного решения вопросов по оформлению всей необходимой документации, меньших коррупционных издержках, более низкой цены на землю, более дешевых людских ресурсов. Главной проблемой является отсутствие в значительной части муниципальных образований необходимого числа квалифицированной рабочей силы. Самыве известные проекты – табачная фабрика ЗАО "Филипп Моррис Ижора", завод Caterpillar Inc. в Тосно, Ford Motor, крупный завод по производству автомобильных шин ЗАО "Нокиан Тайерс" во Всеволожске.

За время после распада СССР и превращения Ленинградской области в субъект Российской Федерации в регионе сменилось три губернатора – А. Беляков (1991-1996), В. Густов (1996-1998) и В. Сердюков (с 1998). Учитывая уже упомянутую сегментацию области, ее "вторичность" по отношению к Петербургу, представленность в ней крупных экономических структур национального масштаба, имеющих возможность общаться с областными властями с позиции силы, прямые выходы "на Москву" многих представителей местной элиты, руководители региона никогда не могли считать себя в нем полными хозяевами, даже несмотря на свои рейтинги. Результат – "внезапные" проигрыши прежних губернаторов на выборах в 1996 и 1999 годах.

Нынешний губернатор Сердюков трудно и тяжело устанавливал контроль над регионом. При всем его кажущемся абсолютном публичном доминировании степень скрытой внутренней фронды довольно высока. Даже несмотря на авторитарную схему управления полного контроля на областью Сердюкову добиться так и не удалось. Кажущееся полное доминирование губернатора – это, скорее, нежелание большинства иных игроков идти на открытые конфликты. Когда же речь заходит необходимости продавить нужное губернатору, но не устраивающее местные элиты решение (к примеру, о сокращении числа депутатов Заксобрания), последние имеют возможности его саботировать. Поэтому губернатор вынужден мириться с оппонентами и инкорпорировать их в свою систему власти, понимая всю ситуативность такой системы поддержки, которая рассыплется как только станет ясно, что с Сердюковым можно расправиться.

В свое время приглашенный в область из Воркуты Сердюков "временно" возглавил регион, когда Густов стал первым вице-премьером в правительстве Примакова. Но когда Густова вскоре уволили, "обратно" Сердюков не захотел. Перешли на сторону Сердюкова и многие члены бывшей густовской администрации. Сердюков изначально стал придерживаться имиджа хозяйственника, далекого от политики. Есть мнение, что в тот момент в организации кампании Сердюкова активное участие принял испортивший отношения с В. Яковлевым "водочный король" Александр Сабадаш, намеренный перевести свой бизнес в область. Как раз в это время наконец стали реализовываться начатые еще Густовым экономические проекты ("Филипп Моррис", "Форд"), что преподносилось как позитивные изменения, связанные с фигурой нового губернатора. Невзирая на ожесточенную компанию (было зарегистрировано 16 кандидатов), уверенную победу с 30,3 % 19 сентября 1999 одержал Сердюков. У Густова было только 22,7 %, еще 17,4 % получил ректор Санкт-Петербургского университета путей сообщения В. Ковалев, 8,64 % – заместитель министра РФ по налогам и сборам В. Зубков (ныне – глава Федеральной службы по финансовому мониторингу).

На посту губернатора Сердюков проявил себя как хороший менеджер и жесткий организатор, он систематизировал работу областной администрации, создав строго иерархическую систему подчиненности чиновников. Собственной команды он изначально не имел, поэтому в значительной степени был сохранен состав областной администрации, сформированной Густовым, в частности, остались глава комитета по экономике Г. Двас, заместитель по сельскому хозяйству Ю. Голохвастов, председатель комитета финансов А. Яковлев, представитель в Москве А. Акулов. Появление новых фигур началось постепенно и процесс замены кадров активизировался только начиная с 2002-2003 годов. Так только был отправлен в отставку "густовский" спикер ОЗС В. Климов, вместо Владимира Пылина председателем облизбиркома был назначен Владимир Журавлев и т.д.

В 2003 году (выборы проходили 21 сентября – в один день с выборами губернатора Санкт-Петербурга) Сердюков уверенно избирался на второй срок. Главным оппонентом Сердюкова вновь стал Густов. Все иные кандидаты имели скорее вспомогательно-техническое значение. Главным скандалом той кампании стал раскол в региональной организации "Единой России". Из местного отделения партии был исключен лидер фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании Андрей Нелидов за то, что принял решение возглавить предвыборный штаб Густова, хотя генсовет партии принял решение поддержать Сердюкова. После этого из "Единой России" вышел спикер ЗС К. Поляков, а главой организации "ЕР" выбрали сторонника Сердюкова вице-губернатора области Н. Пустотина. После этого помимо Полякова из партии решили выйти сразу два местных отделения в полном составе (Шлиссельбургское и Приозерское), а затем временно развалилась и фракция "Единой России" в Заксобрании (из нее вышли А. Нелидов, В. Климов, Г. Самсоненко, Г. Нагинский и А. Рыбкин). В 2005 году все они вернулись в партию. В результате, Сердюков получил 56,8 % голосов избирателей, Густов набрал вдвое меньше – 25,3 %. А за кандидата "против всех" проголосовали всего 7,75 %.

В целом, чиновники областной администрации явно делятся на рекрутированных в областное правительство представителей районных элит (бывший мэр Выборга Кириллов, Кингисеппа – Дрозденко, Пикалево – Пустотин, депутат ОЗС Иванов), "чистых профессионалов" (председатель комитета экономическооо разавития Двас, заместитель по финансам Яковлев,), связанных с бизнесом (Козырев, Пасяда, Голованов) и "смотрящих из центра" (А. Бурлаков). Летом 2005 года в правительстве области начались явные подвижки. Так, в начале августа были уволены вице-губернаторы Александр Брахно и Евгений Петелин. В 2006 году ушел в отставку вице-губернатор – руководитель представительства области при правительстве РФ Алексей Акулов.

Несмотря на названный авторитаризм Сердюкова и избрание в 2001 году, как казалось тогда, лояльного ему депутатского корпуса, благодаря объективным и субъективным обстоятельствам (прямые личные связи многих депутатов с крупными ФПГ и федеральными чиновниками) Законодательное собрание Ленинградской области за последние годы превратилось в сильный самостоятельный орган власти. В целом в депутатском корпусе доминирует прагматизм и инстинкт самосохранения. При внешней лояльности губернатору ОЗС готово ему довольно организованно противостоять, когда дело касается вопросов о самом статусе ОЗС и личных интересах депутатов (так в 2006 году провалились попытки губернатора протащить решение о сокращении депутатского корпуса). Почти 2/3 депутатов работают на постоянной основе, то есть фактически являются профессиональными политиками.

Областное ЗС знаменито уже легендарными перевыборами члена Совета Федерации. Сначала сенатором от ОЗС 26 февраля 2002 был избран скандально известный бывший глава Госкомимущества Альфред Кох. Совет Федерации полномочия Коха не признал и 23 апреля в сенат был выбран новый кандидат – председатель комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга, экс-сотрудник КГБ Валерий Голубев. Но уже весной 2003 года Голубевым "укрепили" "Газпром" (он был назначен главой "дочки" монополиста – "Газкомплектимпекса"). Новым членом СФ стал лесопромышленник Дамир Шадаев. Одновременно новым спикером ЗС стал тогда 29-летний Кирилл Поляков, сын Валентина Полякова, в тот момент генерального директора и совладельца крупнейшего на Северо-Западе производителя молочных продуктов "Петмол". Однако Шадаеву также как и Коху не суждено было стать членом Совета Федерации – его кандидатура вызвала протесты спецслужб, он был обвинен в представлении фальшивых дипломов о высшем образовании и т. д. 27 июня 2003 года федеральный суд города Выборга приостановил решение ОЗС об избрании Шадаева членом Совета Федерации. В результате вместо него сенатором стал Г. Нагинский (строительный холдинг "Титан-2", связанный с "Росатомэнерго").

Фракционная структура ЗС также была крайне нейстойчива, фракции возникали и распадались: "Ленинградская", "Общественное согласие", "Диалог", СЕПР, "Единая Россия", ЛДПР, "Родина". Последним новым образованием в ЗС стало создание фракции "Справедливая Россия". Депутатский корпус Законодательного Собрания Ленинградской области представляет собой постоянное броуновское движение депутатов между группами и фракциями, любое формируемое большинство как правило ситуативно и основано преимущественно на личном финансовом или карьерном интересе депутатов.

Такая мозаичная картина изначально сулила несомненные интриги и при выборах нового Законодательного Собрания. Главная из этих интриг – вопрос о том, кому из действующих депутатов хватит места в списке "Единой России". Выяснилось, что практически никому – действующим депутатам партия предложила идти в округа (даже спикеру ЗС Полякову). Но так как округов всего 25 вместо 50 (25 мест отдано для распределения между партийными списками), то это означает одно – схватку в округах между бывшими "соратниками по палате". Не сильно повезло нынешним депутатам и при фомировании списков иных партий. Таким образом, существенное персональное обновление депутатского корпуса следующего ленинградского областного ЗС можно считать свершившимся фактом. Это не удивительно, учитывая то, сколько новых экономических игроков за эти годы пришло в область или усилило к ней свой экономический интерес. Происходит во многом естественный процесс обновления региональной элиты. ходит поколение 1990-х процесс обновления регионалоьной элиты. Несомненно, что областная администрация была в этом заинтересована, однако, учитывая уже описанные экономико-географические особенности региона и наличие множества сильных ФПГ, вряд ли новый состав ЗС окажется менее независим, чем предыдущий. Скорее, наоборот, новые депутаты могут оказаться еще более активными и влиятельными, чем их предшественники.

Война за формирование списков "Единой России" началась задолго до выборов – именно так можно расценить нападки многих депутатов на заместителя губернатора по социальному развитию и одновременно главу региональной организации партии Николая Пустотина, которого обвиняли в нецелевом расходовании бюджетных средств на закупку лекарств по ценам, превышающим розничные.

В итоге борьбы список "Единой России" возглавил лично губернатор Сердюков, хотя ранее неоднократно заявлял, что по принципиальным соображениям не является членом какой-либо политической организации, будучи ответственным только перед избирателями – жителями области. Кстати он остается, таким образом, одним из немногих губернаторов, не только не вступивших в "Единую Россию", но и не поставивших перед президентом вопрос о доверии (т. е. не отказавшихся от полученной на прямых выборах легитимности). Причина этого, возможно, в том, что утверждение через уходящий состав Законодательного собрания могло оказаться слишком финансово затратной процедурой, однако не исключено и другое – Сердюков опасается интереса к ставшей слишком привлекательной области кого-то из "московских питерцев", имеющих более сильные связи, чем он сам.

Второе и третье места списка единороссов заняли соответственно олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова и ректор областного университета имени Пушкина Вячеслав Скворцов. Региональные группы (всего в каждом списке должно быть пять региональных групп, на которые разбита вся территория области) возглавляют глава Выбогского района Г. Порядин, вице-губернаторы Н. Пасяда и Н. Пустотин, глава администрации Гатчинского района А. Худилайнен, глава Тосненского района И. Хабаров. Реально же мандаты, скорее всего, достанутся тем, кто в списках стоит ниже – менеджер ООО "Компания Скандинавия" В. Цой (1984 г. р.), замглавы Приозерского района Т. Киселева, замгендиректора ЗАО Промышленно-строительная компания "ПСК" В. Школдин, генеральный директор ОАО "Глав Строй Комплекс" И. Бойченко, помощник члена Совета Федерации С. Ключников (1978 г. р.), генеральный директор ЗАО "Киришский Домостроительный комбинат" В. Кокшаров, учитель математики В. Новикова, директор ЗАО "Волховское" В. Горнак, директор Института ядерной физики А. Еперин, директор ООО "Центр Социально-Консервативной политики Северо-Запад" Г. Мозговой, специалист по работе с молодежью регионального исполкома партии А. Данилюк, директор ЗАО "Родина" В. Антонов.

В 2003 году партия власти получила в области 38 % голосов, что очень близко к среднеросийскому результату. Можно преположить, что и на этот раз результат партии будет колебаться недалеко от этой планки. В любом случае очевидно – ставка сделана на "административный" стиль кампании. Однако против партии будут играть постоянные конфликты внутри региональной организации и то, что она фактически бросла многих поддерживавших её рядовых депутатов.

Существенные социальные диспропорции в регионе всегда были стимулом того, что в целом по области всегда неплохо голосовали за левых, а организация, к примеру РКРП, в регионе считалась одной из самых сильных в стране. В 2003 году в области "Родина" получила 10,87 %, КПРФ – 9,05 %, блок Партии пенсионеров и Партии социальной справедливости – 3,9 %, Аграрная партия – 3 %, еще 2,9 % тогда отдали голоса за блок РПЖ и ПВР. Итого, почти 30 %. Сейчас на эти условные 30 % в области три претендента – "Справедливая Россия", КПРФ и "Патриоты России".

Что касается "Справедливой России", то она решила обойтись без "паровозов" – её список возглавили бывший вице-губернатор области Евгений Петелин, лидер областного отделения партии (бывший лидер областного отделения Партии пенсионеров) замгендиректора ООО "Гетеком-Сервис" Геннадий Жирнов и бывший начальник Ленинградского военного округа, а ныне советник гендиректора ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" Павел Лабутин. Ныне Петелин – один из советников президента промышленно-финансовой группы "ЛСР" Андрея Молчанова. Санкт-петербургская группа ЛСР (бывшее ОАО "Ленстройреконструкция") – одно из крупнейших в области строительных предприятий. Группа занимается не только строительством жилья, но и дорожным и инфрастуктурным строительством. В 2004 году, после приобретения кирпичного завода ЗАО "Победа Knauf" у немецкой строительной группы Knauf с объемом выпуска 100 млн. кирпичей в год, группа ЛСР стала самым крупным игроком на кирпичном рынке Петербурга (ЗАО "Победа ЛСР" включает кирпичные заводы "Победа" в Колпино, "Ленстройкерамика" в Тосненском районе и "Керамика"). Сейчас до 80 % жилых домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области строится из кирпича ЗАО "Победа ЛСР". В группу также входят "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга", "Гатчинский ДСК" (девелопер, инвестор и застройщик), ОАО "Объединение 45" (бывший завод строительных конструкций N 19), ОАО "Гранит-Кузнечное" (крупнейшее предприятие в СЗФО по производству гранитного щебня, включая розовый, серый гранит и т. д., среди клиентов – дирекция по ремонту пути РЖД) и т. д. Помимо Петелина с группой "ЛСР" также напрямую связаны и такие ведущие территориальные "списочники" как Сергей Бабенин (также бывший советник президента "ЛСР") и Василий Кострица (гендиректор ОАО "Гранит-Кузнечное").

Помимо мощного ресурса "ЛСР" на стороне партии оказался и мэр одного из ключевых городов области – Сертолово – Александр Соболенко, конфликтующий с главой администрации Всеволожского района Игорем Самохиным. Во фракции "Справедливой России" в ЗС преобладают депутаты, не ориентированные или слабо ориентированные на губернатора.

Что касается КПРФ, то её список в области возглавила имеющая слабое отошение к региону летчик-космонавт, депутат Госдумы РФ С. Савицкая. Второй и третий номера списка – первый секретарь обкома КПРФ Регина Илларионова и главный инженер СМУ N 7 из г. Сосновый бор Николай Кузьмин. Как и у иных партий, не обошлось и без представителей строительного бизнеса – одну из групп возглавляет гендиректор ОАО "Лужская ПМК-10" А. Закин.

"Патриоты России" ответили списку коммунистов во главе с Савицкой списком во главе с другой женщиной-депутатом – Еленой Драпеко. Второй и третий номера списка – советник в инвестиционно-коммерческом банке ЗАО "Новая Москва" Третьяков и пенсионер Топорков.

Еще 12 % избирателей области в 2003 году голосовали за ЛДПР. В составе фракции ЛДПР в Госдуме – один из крупнейших лесопромышленников области Дамир Шадаев (тот самый, что не смог стать в свое время членом Совета Федераци). Ныне список партии возглавляют помощник депутата Госдумы Алексей Бондаренко, жена Шадаева, нынешний депутат ЗС Ирина Шадаева и коммерческий директор ООО "Городской центр размещения рекламы" Владимир Колесников.

Что касается правых партий, то "Яблоко" не смогло собрать подписи, а список СПС, как и везде по России, возглавил председатель партии Никита Белых. Вторым и третьим номерами списка стали начальник отдела в ЗАО "Октрансвнештерминал" Сергей Иванов и заместитель гендиректора ООО "Сода-хлорат" Геннадий Шутиков. В 2003 году обе правых партии получили в области примерно по 4 % голосов, даже вместе (хотя сложение их голосов очень проблематично) это на грани проходных 7 %.

Так что, скорее всего, из зарегистрированной шестерки относительно спокойны за попадание в ЗС могут быть только "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ и ЛДПР. Что касается "Патриотов России" и СПС, то, чтобы добиться успеха, им за короткий срок надо не только выстроить сеть по всей территории области (как уже отмечено, размещение населения в регионе крайне неравномерно), но и раскрутить пока еще слабо известных среди населении региона своих лидеров. Вряд ли Елена Драпеко сможет эффективно провести одновременно две кампании (она баллотируется также в ЗС Санкт-Петербурга), также как и Белых, который одновременно принимает участие в девяти кампаниях и лично в регионе почти не известен. Возможно, СПС поможет "фактор Бакова", но хватит ли у партии технологов и ресурсов на такое количество регионов, большой вопрос.

В завершение стоит отметить, что также выдвигали списки, но не представили документы на регистрацию, аграрии во главе с депутатом ЗС Кокошниковым. Отказ по итогам проверки подписных листов получил список ДПР, состоявший из людей самых различных профессий и возрастов. Аналогичная участь постигла и Народную партию, которая даже не сумела должным образом оформить значительную часть своих подписных листов.


Александр Кынев, кандидат политических наук

14.02.2007

Статья опубликована на сайте Новая Политика
Постоянный URL статьи http://www.novopol.ru/material15934.html


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Становая Т., Предвыборные выборы

 Демократия.Ру: Кынев А., Выборы и состояние гражданского общества в регионах России

 Демократия.Ру: Гусева Д., Партии наголо. Местные элиты используют региональные выборы для сведения счетов

 Демократия.Ру: Туровский Р., Региональные выборы в России: случай атипичной демократии

 Демократия.Ру: Кынев А., Коми: от Спиридонова к Торлопову и обратно

 Демократия.Ру: Кынев А., Новые избирательные инициативы: отчуждение общества от власти

 Демократия.Ру: Латухина К., Избиркомы стали жестче. Самой толерантной к партиям оказалась томская комиссия

 Демократия.Ру: Вощанов П., Давка у кассы, или управляемая свобода. Малопартийность — классная придумка кремля

 Демократия.Ру: Кремль здорово боится будущих выборов




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019

 23.01.2019

 07.10.2018


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта