Демократия.Ру




Не бойтесь рисковать и остаться у разбитого корыта. Бойтесь не рисковать и закончить жизнь у разбитого корыта, сожалея об упущенных возможностях. Неизвестный


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


15.10.2019, вторник. Московское время 12:51

Обновлено: 11.08.2015  Версия для печати

Три стадии этногенеза. Начало

Александр Фирсов

«И то, что пишу я, вероятно, будет через полвека переосмыслено,
но это и есть развитие науки». Л.Н.Гумилев. 1974 г.

1. Вступление

Все, кто читал книги Льва Гумилева «Этногенез и биосфера земли» и «От Руси до России», замечали некоторые пробелы в логике Гумилева.

Диалектика развития этноса у Гумилева имеет шесть фаз, не все из которых понятны и логичны.

Логика Гумилева (переход от фактического материала к построению графиков) имеет ряд пробелов, на которые обратили внимание практически все критики теории пассионарности.

В статье предпринимается попытка посмотреть на развитие этноса и ответить на некоторые вопросы, на которые не смог ответить Гумилев в своих книгах.

Заранее приношу извинения, если некоторые утверждения, высказываемые мной как факты, не совпадают с мнением читателей и за то, что в статье даются ссылки не на все труды Льва Гумилева, а только на те, которые были под рукой автора.

2. Недостатки теории Гумилева

2.1. Развитие пассионарности

Кратко логику развития этноса по Гумилеву можно сформулировать следующим образом.

У Гумилева пассионарность приходит к этносу каким-то неизвестным путем из космоса, проходит определенными линиями по поверхности Земли, после чего у людей, живущих на территориях, подвергшихся внешнему воздействию, происходят некоторые генетические изменения, которые в течение примерно полусотни поколении в дальнейшем определяют развитие и существование этноса, причем не просто способ существования, но определенный стиль (матрицу) поведения.

Появляются некие люди, обладающие особой энергетикой (пассионарностью, от английского глагола passion - страсть). И этой страстью на протяжении десятков поколений пассионарии заражают окружающих и своих потомков, определяя развитие родившегося этноса. Но страсть эта со временем сходит на нет в связи с появлением в этносе неких людей, обладающих отрицальной пассионарностью, т.е. мешающие пассионариям и обществу. Проходят годы, и эти люди сводят «на нет» исходную пассионарность этноса.

Гумилев, не приводя подробно, а только ссылаясь на некое исследование более чем 50-ти этносов/государств, без всякого анализа цифр и кривых приводит сложную кривую развития пассионарности этноса, деля процесс развития этноса на 6 этапов (фаз):

Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком.

«Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, «быть самими собой» не подчиняться общим установлениям, считаться только с собственной природой».

«Постепенно пассионарный заряд сокращается».

Акматическая фаза – стабильное состояние пассионарности – нет роста, нет падения.

Следующая фаза – фаза надлома. «Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии».

«Этнос начинает жить «по инерции» благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу мы назовем инерционной».

«Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становится необратимым».

«Последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции».

Вот как детально описывает Гумилев свои фазы этногенеза в книге «Этногенез и биосфера земли»:

«Историческая, описанная в источниках эпоха включает при отсутствии внешнего смещения следующие фазы этногенеза: 1) явный период фазы подъема, 2) акматическую фазу, когда этнос предельно активен, а давление на ландшафт уменьшено, 3) фазу надлома, когда антропогенное давление максимально и деструктивно, 4) инерционную фазу, в которой идет накопление технических средств и идеологических ценностей; ландшафт в это время поддерживается в том состоянии, в которое он был приведен ранее; 5) фазу обскурации, во время которой нет забот ни о культуре, ни о ландшафте. После этого наступает фаза гомеостаза, когда идет взаимодействие остатков полуистребленного этноса с обедненным ландшафтом, возникшим на обломках погибшего культурного ландшафта, там, где на месте дубов выросли лопухи, среди которых играют в прятки правнуки завоевателей и дети разбойников». Л.Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

2.2. График Гумилева и шесть фаз этногенеза

Ниже приведен график самого Льва Гумилева:

Как пишет Гумилев: «Эта кривая есть обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных нами для различных суперэтносов, возникших вследствие различных толчков». Л.Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».

К сожалению, ни одной из 40 исходных кривых Гумилев не приводит, как не приводит и списка имен тех, кого он подразумевает под «мы» в вышеприведенной цитате. Это позволяет усомниться в научности построения кривой. Кроме субъективности построенной кривой теория Гумилева имеет и другие недостатки.

2.3. Недостатки теории Гумилева

В своих трудах Гумилев подробно обрисовывает видение развития этноса, но при этом обходится без общепринятых в исторических кругах тщательно выверенных описаний, полных перечней, историографических обзоров. Он не приводит ни одной статистической или сравнительной таблицы, ни одного графика распределений, ни одного вычисления.

Для многих историков, этнографов, да и простых читателей, теория Гумилева выглядит скорее как гипотеза, чем как научно обоснованный факт.

Основные вопросы к теории Гумилева, на которые сам автор ответить не смог, или ответил весьма уклончиво:

Ниже лишь некоторые из вопросов, ответам на которые посвящена эта статья.

- Что является базой для появления пассионариев?

- Что не научно в графике пассионарности Гумилева?

- Как выглядел бы научный график изменения пассионарности?

- Что приводит к смене фаз/стадий этногенеза?

- Чем определяется длительность фаз/стадий этногенеза?

- Что порождает «субпассионариев»? Почему появляются субпассионарии и в рамках каких отношений они существуют по отношению к пассионариям?

- Каковы инструменты, которыми «субпассионарии» уничтожают «пассионариев»?

- Какова связь между этносом и государством? Какая связь между развитием этноса и государства?

- Какова связь между направлением энергии пассионариев и направлением энергии общества?

- Как связаны пассионарность и социальные условия?

- Какие силы приводят этнос к гибели? Почему умирает этнос?

- Чем определяются конечные сроки существования этноса? Когда умирает этнос?

Попробуем найти ответ если не на все, то хотя бы на некоторые из этих вопросов.

Для начала определим понятия пассионарности и этноса, с которыми будем оперировать в статье.

2.4. Пассионарность по Гумилеву

Под пассионарностью Гумилев понимает «импульс поведения, который «лежит в основе антиэгоистической этики, где интересы коллектива, пусть даже неверно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве. Особи, обладающие этим признаком при благоприятных для себя условиях, совершают (и не могут не совершать) поступки, которые суммируясь, ломают инерцию традиции и инициируют новые этносы». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

Вот как вводит понятие этноса Гумилев в книге «От Руси до России»:

«Здесь мы вводим в употребление новый параметр этнической истории – пассионарность. Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями… Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма связаны с затратами некоего вида энергии. Такой вид энергии был открыт и описан нашим великим соотечественником академиком В.И.Вернадским и назван им биохимической энергией живого вещества биосферы». Л. Гумилев, «От Руси до России».

С этим понятием я сразу не соглашусь. Гумилев вносит наукообразие и придумывает новый термин от слова passio – страсть/желание. Пассионарностью Гумилев называет желание трудиться на определенную цель, желание работать и организовывать других людей, а источником такой энергии Гумилев принимает некую «биохимическую энергию живого вещества биосферы».

Такая основа пассионарности наукообразна, но мало что объясняет.

Наличие некоей «биохимической энергии живого существа» я отрицать не буду, но скажу, что она если и есть, то просто подпитывает существование живых организмов, а не его отдельных (пассионарных) представителей.

А энергией в виде повышенной тяги к действию и организации других людей мы встречаем повсеместно как предпринимательство. Никакого отношения тяга к предпринимательству не имеет ни к космической или биологической энергии, ни к мутациям. Связь такой деятельности с энергией живого вещества биосферы обнаружить не удалось.

Современной науке не удалось обнаружить мутационных изменений в человеке, который или захотел, или расхотел быть предпринимателем.

Но важно заметить, что в истории бывают случаи, когда природа дает людям шанс освоить ее ресурсы, и большое количество людей объединяются для предоставленных природой экономических шансов и создают государство. И если такая тяга и предпринимательская энергия позволила некоторой группе людей объединиться, присвоить себе название определенной нации, создать государство, то тогда можно говорить об образовании нового этноса со своей историей, культурой и пассионарностью.

2.5. Этнос по Гумилеву

Вот лишь некоторые определения этноса, данные самим Гумилевым:

- «Греческое слово «этнос» имеет в словаре много значений, из которых мы выбрали одно «вид, порода» подразумевается людей».

- «Народ, народность, нация, племя, родовой союз – все эти понятия обозначаются в этнологии термином «этнос», раскрытию которого и посвящена данная книга».

- «Человечество… обладает замечательным свойством – оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов».

«Этнос по предложенному нами пониманию, - коллектив особей, имеющих неповторимую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения, причем обе составляющие динамичны».

«Этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя все прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени».

- «В истории этносов (народов), как и в истории видов, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают, и появляются новые».

- «Ну а если найдется привередливый рецензент, который потребует дать в начале книги четкое определение понятия «этнос», то можно сказать так: этнос – феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий. Если этого достаточно для понимания, то книгу дальше можно не читать».

Такое понимание этноса является или подменой термина «народ» или слишком обширно, не имеет четко выраженных границ. Оперировать с таким понятием очень сложно. Попробуем его сузить до такого уровня, на котором понятие получит конкретные границы в виде границ государства, свой способ существования в рамках государства и время существования в рамках одного государства или ряда взаимозамещающих государств.

2.6. Этнос в данной статье

В рамках данной мы несколько сузим определение этноса/народа по Гумилеву, ограничив рассмотрение только тех случаев, когда народ создал государство, и образовалась неразрывная связь между народом и государством.

Т.е. мы сузим понимание этноса до уровня «народ, сформировавший государство».

Это, с одной стороны, позволит более четко определить границы рассмотрения, с другой стороны, позволит добавить к диалектике развития этноса (истории этноса) диалектику развития соответствующего государства (историю государства).

Т.е. рассматриваться будут только те ситуации, когда народ и государство получили общность исторической судьбы.

2.7. Причины распада этноса по Гумилеву

«Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обсукрации при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми». Л. Гумилев «От Руси до России».

Кто такие – субпассионарии – не понятно. Почему они «уничтожают беспокойных пассионариев» - тоже не понятно. Уничтожают – и все.

2.8. Сроки жизни этноса по Гумилеву

Причинами гибели этноса через 1500 лет после его появления Лев Гумилев видит в соседях и неких «субпассионариях», которые проедают и пропивают ценности, созданные предками:

«А после того как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя стадия этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции». Л. Гумилев, «От Руси до России».

«Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова, и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза». Л. Гумилев, «От Руси до России».

Никаких логических объяснений почему именно так и именно тогда гибнет этнос Гумилев не дает. «Как правило» - вот и все объяснение.

Этот и другие вопросы мы обсудим детально ниже.

Главное, что шесть гумилевских фаз этногенеза мы сократим и приведем к трем стадиям.


(Продолжение следует).

Статья опубликована в Живом Журнале


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза. Часть 2

 Демократия.Ру: Фирсов А., Матрица русского характера

 Демократия.Ру: Фирсов А., Сказитель Нестор-летописец как исказитель истории

 Демократия.Ру: Фирсов А., Откуда произошло название "русские"?

 Демократия.Ру: Фирсов А., Сколько раз Германия безоговорочно капитулировала в 1945-ом

 Демократия.Ру: Фирсов А., Великий выстрел Авроры

 Демократия.Ру: Фирсов А., Революционный язык Пушкина и Лермонтова, или «учите олбанский»




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019

 23.01.2019

 07.10.2018

 29.09.2018

 14.09.2018


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта