Демократия.Ру




Если из двух зол можно выбирать, то это уже не плохо. Константин Мелихан


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.04.2024, пятница. Московское время 17:27

Обновлено: 20.03.2007  Версия для печати

О китайских воробьях и оккупантах

Бовт Г.

Сценка из московской жизни. Примерно середина дня. Район начала Мясницкой, там где почтамт и метро «Чистые пруды». Под деловитым взглядом гаишника парочка эвакуаторов торопливо, словно воруя, грузят чьи-то припаркованные слева машины. Они припаркованы под знаком «стоянка запрещена по нечетным дням». Мясницкая – это, напомню, улица с односторонним движением в сторону Лубянской площади, слева как раз и висит этот знак, справа – «парковка по четным дням запрещена». Формально действия гаишника и эвакуатора – правильные. Однако в душе возникает подозрение, что есть в них все же некая гнусность (кстати сказать, еще совсем недавно машины, припаркованные именно под этими знаками, все же не эвакуировали даже в центре, выходит, война против автомобилистов ужесточается). Потому что если не по формальным правилам, а по житейской справедливости, то упомянутые знаки придуманы все же не столько для того, чтобы освобождать проезд перегруженных улиц (для этих целей более подходят знаки «остановка запрещена», развешанные, скажем, на Новом Арбате с обеих сторон), а для того, чтобы позволять коммунальным службам города совершать уборку конкретной стороны улицы по четным либо нечетным дням. Однако действие, напомним, происходит в середине необычно теплого и бесснежного для Москвы марта, на улице сухо, и убирать на освобождаемой стороне улицы не только нечего, но никто это там в середине дня вообще никогда не делает. То есть, если начистоту, то упомянутый знак главным образом гаишник и эвакуатор используют лишь как повод для эвакуации автомашин. Это, собственно, является самоцелью. Хотя формально, еще раз повторю, их действия совершенно правильные. При этом еще замечу – запарковать машину в это время в том районе чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Или другая зарисовка московской жизни. Начало отрезка Тверской, ведущий от Пушкинской площади вниз к Кремлю. Раньше там была разрешена остановка и даже парковка, сейчас – знаком запрещена даже остановка, чем пользуются пасущиеся тут в массовом количестве (на Тверской их вообще полно) эвакуаторы. Они предпочитают работать поздно вечером (хотя работают и днем тоже), когда движение уже пошло на спад и припаркованные в один ряд около тротуара машины, строго говоря, вообще уже никакому движению особо не мешают (на указанном отрезке улицы вообще не бывает пробок, они на Тверской образуются раньше – от Белорусского вокзала до Пушкинской). Опять же формально – гаишники и эвакуаторы правы. Но ощущение легкой подлости происходящего есть и тут. Потому что опять создается впечатление, что люди не столько борются против пробок, сколько, используя в удобное (ночное, скажем) для себя время дорожные знаки как формальный повод, утаскивают на штрафстоянки автомобили. Притом что в этом районе запарковаться днем практически невозможно. И нет никаких признаков того, что кто-либо из городских властей был бы заинтересован в том, чтобы там появились в ближайшее время какие-то удобные для всех, не мешающие притом движению парковки.

Несмотря на многословную болтовню городских властей о том, что вот-вот в столице появятся чуть ли не сотни тысяч парковочных мест, что будут созданы какие-то компактные многоярусные «придомовые» парковочные механизмы (машины можно будет ставить как бы одну на другую), все эти прожекты – лишь пустые слова. А на деле те же власти продолжают выдавать разрешения на спешные строительства многочисленных бизнес-центров, на реконструкцию разных объектов без обременения «откативших» им дружественных инвесторов обязательствами по обустройству подземных паркингов (скажем, реконструкция огромного киноконцертного зала «Октябрь» на Новом Арбате, превращенного в огромный центр развлечений и многозальный киноплекс, не предусматривает никаких парковок, в результате в этом месте каждый вечер – регулярные пробки). Таких примеров – полно по всей Москве.

Если у кого-нибудь уже успели за прошедшее с начала активного применения эвакуаторов в Москве время «утащить» машину, он отлично знает, что вокруг этого процесса воспитания водителей уже сложился свой нехитрый «серый» бизнес. Процесс «наказания-воспитания», как всегда в случаях организации отечественного дорожного движения, организован именно так, что такой бизнес просто не мог не сложиться. Потому что прежде чем получить назад свою машину, вы должны долго стоять во всяческих очередях, чтобы получить квитанцию на символический штраф (в связи с чем он кажется издевательским – вас наказывают не деньгами, а потерянным временем и нервами), а потом оплатить его и «пилить» на окраину города, чтобы вызволять свой самодвижущийся экипаж. На это придется потратить полдня. Разумеется, тут же обнаруживаются люди, которые за умеренную мзду ускоряют процесс. Это в том числе и некие приближенные к «гаишникам» личности (и сами сотрудники ГИБДД), помогающие оформить и оплатить штраф в обход очереди, и таксисты, дежурящие возле гаишных контор и готовые моментально отвезти вас туда, где «наказывают» вашу машину.

Я не склонен думать, что это уже некая уже полностью централизованная мафия, частью которой является и чуть ли не каждый эвакуаторщик, последними скорее движет некий «классовый азарт». Но общее ощущение от того, что данная система в целом несколько, мягко говоря, нечестная что ли, остается.

Можно ведь по-другому организовать этот же процесс, более честно по отношению ко всем. К примеру, вовсе не везде знаки «остановка запрещена» могли быть действовать круглосуточно, можно было бы позволить людям парковаться в таких местах ночью, до какого-то определенного времени утром. К знакам, запрещающим парковку по четным или нечетным дням, тоже можно было бы добавить ограничения их времени действия. Потому что всем ясно, что в центре, в час пик никто у нас улиц, как правило, не убирает, а убирают их ночью, в том числе даже зимой, поэтому ночью эти знаки и были бы актуальны. Никакой гибкости в работе подобных знаков нет. Нет и преимуществ для местных жителей (во многих европейских городах жители определенного района имеют преимущественное право на парковку в нем). Власти Москвы предпочитают тупо развешивать везде знаки «остановка запрещена», встав на тропу войны с автомобилистами. (Этим Москва уже похожа на Сингапур. Однако там везде создана альтернатива – к каждому общественному зданию, супермаркету, просто магазину сделан специальный съезд, чтобы не мешать общему потоку, плюс везде предусмотрены подземные парковки.)

Городские власти все же должны что-то реальное делать, чтобы людям было где хотя бы за деньги припарковать свои машины, а не гонять их по всему городу, как китайских воробьев (в свое время Мао Цзедун обвинил воробьев в том, что они склевывают много зерна, и вся страна поднялась на борьбу с пернатыми, гоняя их и не давая нигде сесть, так что они падали от изнеможения, после чего их добивали). Впрочем, мэр Москвы у нас теперь жителями не избирается, а назначается Путиным, у которого с парковкой, слава богу, все в порядке. С Путиным мэр и не воюет.

Сейчас Дума озаботилась внедрением в практику фото-автоматов (они же радары), которые, будучи установленными на автомагистралях, фиксировали бы нарушения, а потом владельцу машины по адресу его регистрации присылали бы штраф. При этом больше всего дебатируется вопрос, как быть в случаях, если нарушитель управлял машиной по доверенности, а истинный хозяин, что называется, ни сном ни духом. Мне же кажется, что это не самая большая проблема при обуздании хамства и беспредела на наших дорогах (у нас действительно водят плохо, так плохо водят разве что в арабских и африканских странах) – в конце концов хозяева машин будут осмотрительнее выписывать доверенности или же сами разберутся с доверенными лицами. Главная проблема тут совсем в другом. И она тоже связана, по большому счету, с доверием. Как и в случаях с парковками. Доверием между теми, кто осуществляет власть, и теми, в отношении кого эта власть применяется. Между государством и его институтами, с одной стороны, и гражданами, с другой.

В свое время установкой фото-автоматов на дорогах Франции прославился Николя Саркози, когда стал министром внутренних дел. С помощью в том числе и таких мер ему удалось резко улучшить ситуацию на французских дорогах, снизить число аварий и смертность. Он снискал на этом в конце концов немалую популярность, хотя жесткие меры многим водителями поначалу не нравились. Но эти меры были внедрены именно честно, и эту игру по честным правилам люди приняли. Во-первых, такие фото-автоматы на французских дорогах устанавливаются действительно в местах повышенной опасности – скажем, на поворотах, где надо снижать скорость. Они никогда (знаю по своей практике) не устанавливаются, что называется, «с дуба рухнувши», то есть там, где в общем-то некоторое превышение скорости сверх стандартного лимита для автотрасс на деле не ведет к существенному риску аварии, то есть на открытых, прямых участках трасс, с отделенной барьером или значительным пространством встречной полосой и т.д. У нас, как все помнят, именно на таких «простых», открытых и широких участках любят дежурить гаишники с радаром в кустах. Скорее всего именно в таких местах и будут устанавливать фото-автоматы. Ведь главной целью опять будет «подловить».

Во-вторых, за 300-500 метров до каждого такого фото-автомата на французских трассах установлен огромный предупреждающий знак, не заметить его нельзя: мол, внимание, через столько-то метров вас могут сфотографировать. Все честно, вас предупредили, и если вы такой упертый дубина, что не вняли, то штраф будет огромный.

Вот об этих бы процедурах, устанавливающих в конце концов честные, партнерские отношения между государством и гражданами, устанавливающих их шаг за шагом, в повседневных мелочах, спорить и думать бы нашим законодателям.

Пока же эти отношения – как между оккупантами и оккупируемыми. Они (государство, власти) нас преследуют, стараются подловить на формальных нарушениях, а мы их всякий раз стараемся – словно оккупантов – либо обмануть, либо подкупить. В ответ они придумывают все новые, все более жесткие законы и процедуры, усложняют меры контроля за нами и самими собой (чтобы, как они нам говорят, снизить коррупцию), однако все эти меры, по большому счету, обречены на провал, пока в отношениях между «воюющими» сторонами не появится хоть какая-то честность, пока они не перестанут, по большому счету, быть отношениями между оккупантами и оккупируемыми аборигенами.

Вообще-то установлению таких партнерских отношений способствуют по-настоящему демократические выборы, подконтрольность всех ветвей власти друг другу и избирателям, а также независимые, способные реально, по делу критиковать власти СМИ. Это столь банально, что в нынешней России все уже, кажется, об этом забыли.


Георгий Бовт,
Главный редактор группы деловых журналов ИД Родионова, главный редактор журнала «Профиль»

20.03.2007

Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/column/bovt/1495675.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Латынина Ю., Пробки не на дорогах. Они в головах

 Демократия.Ру: Берсенева А., Власова И., Осень эвакуации

 Демократия.Ру: Фирсов А., Потомучта! Два года условно за взятку инспектору ГАИ

 Демократия.Ру: Панюшкин В., Презумпция невиновности

 Демократия.Ру: С.Ланаускас, Диктатура посредственности

 Демократия.Ру: Баранов А., По новым правилам ездить станет дороже, противней, но не безопасней

 Демократия.Ру: Рыклин А., Коррупция как национальная идея

 Демократия.Ру: Наджаров А., Мухи-отдельно, котлеты-отдельно. Можно ли в России разделить власть и бизнес?

 Демократия.Ру: Бовт Г., «Зебра» русской жизни

 Демократия.Ру: Шендерович В., Маршрут уборки




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта